Дубинина. Мастер-класс «Детское исследование как метод развития интеллектуального потенциала старших дошкольников»

Мастер-класс «Детское исследование как метод развития интеллектуального потенциала старших дошкольников»Автор: Дубинина Оксана Николаевна старший воспитатель  первой квалификационной  категории МБДОУ детского сада комбинированного вида  №82 г. Белгород

2СЛАЙД
Я предлагая вам вылепить лист. И пока я говорю, вы занимаетесь этой работой. Лист любого дерева, кустарника, растения….Любого размера, любого цвета, любой формы, такой, какой бы вам хотелось подержать в руках в  данный момент. 
Каждый из вас подошел к данному заданию используя все свое мастерство, креативность, фантазию…Поэтому все листы получились разные. И не факт, что следующий лист будет похож на предыдущий.
Подобным образом мы подходим к работе с детьми. И от нашего мастерства зависит воспитание подрастающего поколения, всестороннее развитие личности ребенка.

 

Скачать презентацию

3СЛАЙД

Такие ситуации встречались каждому из вас. И зачастую, мы взрослые, считаем такие ситуации баловством, шалостью, непослушанием, а в большинстве случаев это ничто иное, как познание мира, исследование нового, ранее неизвестного, получение новой информации.   
Наблюдая за детьми возникла идея использовать природную потребность в исследовании окружающего мира для развития интеллекта дошкольника.
4 слайд
Почему именно старшего дошкольного возраста?
Старший дошкольник – будущий школьник. А в рамках программы «Новая школа» говорится о том, что главным результатом  школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что необходимо обновление способов и технологии работы с детьми. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое…
Таким образом возникает необходимость в создании модели, обеспечивающей положительную динамику развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, в качестве такой модели, на мой взгляд может выступить детское исследование.
5 СЛАЙД
- Когда начинается  исследовательская  деятельность?
С самого рождения…
6 СЛАЙД
Исследование ?
в толковом словаре С. И. Ожегова – создание научной работы. Но о научной работе в дошкольном возрасте говорить неуместно.
7 СЛАЙД
В наши дни вопросами детского исследования занимается Савенков Александр Ильич. Под исследованием он понимает – главный источник  получения представлений о мире, основанный на умении ставить цели, планировать реализацию поставленных целей, реализовывать их на практике и умение преподносить полученную информацию, развитие творческой, интеллектуально развитой личности.
8 СЛАЙД
Опыт работы по данной теме показываем, что метод детского исследования дает положительные результаты в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Одним из показателей результативности, является то, что мои воспитанники участники и победители конкурсов «Я –исследователь».
9 СЛАЙД
Я думаю всем знакома детская игрушка – пирамида.
Ее я взяла в качестве модели моего опыта.
В основе пирамиды –детское исследование .
Освоение умений и навыков исследовательского поиска формирует познавательные функции:

Память;
Мышление;
Внимание;
Восприятие.
речь
С помощью таких звеньев строится пирамида - Вершина пирамиды – ИНТЕЛЛЕКТ .Интеллектуальное развитие дошкольника.
Если мы научимся собирать звенья в правильном порядке, строить красивую и правильную пирамиду – научимся исследовать, то нам легко будет построить  и большую пирамиду - в вершине которой  интеллектуальное богатство личности.

Каждый день ребенок сталкивается с огромным количеством проблем… И именно проблема лежит в основе детского исследования.
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер-классе мы вместе будем учиться находить проблемы и пути их решения.
Что же такое проблема?
Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и  представление об идеальной  ситуации, которые нужно решить.
10СЛАЙД

Так как исследование основано на поиске проблемы посмотрите на картинку, что вы видите?
- Животные находятся в естественном состоянии?
- Как вы думаете, что произошло?
- Какая проблема напрашивается?
11 СЛАЙД
А теперь мы с вами построим пирамиду. Основание пирамиды – определенная нами проблема. Озвучьте ее. Можно кратко зафиксировать, используя символы, заглавные буквы слов.Фиксируем!
Проблема отражает тему проекта.
Следующее звено пирамиды – тема.
- Определите тему нашего исследования… Фиксируем!
Следующее звено – Цель исследовательского проекта…
Цель отражает тему проекта:
Нам необходимо что-то
выяснить,
доказать… Фиксируем!
Что нам необходимо выяснить по нашей проблеме?
- Задачи – следующее звено пирамиды.
А теперь подумайте, чтобы достичь поставленной цeли, что для этого нам предстоит сделать? Это будут наш задачи. Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:
Изучить.
Выяснить
Установить… Фиксируем!
Следующее звено – Гипотеза. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом, которая может быть и совершенно невероятной, фантастической. Гипотезы – обычно начинаются словами:
•    предположим…
•    допустим…
•    возможно…
•    что, если… Фиксируем!
Следующее звено - составление плана. Определите, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроите их по порядку.
Я предлагаю вам такие методы: Звонок другу…
Давайте с вами определим, какие нам необходимы для проведения исследования…и выстроим их в нужном порядке… Фиксируем!
- Это и есть план нашего исследования…
Следующее звено – непосредственно исследование,  решение цели и задач, применение методов исследования для нахождения ответа на представленную проблему,  сбор и систематизация материала, подготовка исследовательского проекта к презентации.
Самый долгий, но очень интересный этап. Сегодня мы с вами, к сожалению не можем на нем остановиться, но тот кого заинтересовала представленная нами проблема может самостоятельно провести исследование, и рассказать о нем, тем самым выстроить пирамиду, в вершине которой будет -  Презентация – витрина исследовательского проекта. То есть показать результат работы  и свою компетентность.
Использую данную пирамиду можно решить любую проблему.
12 СЛАЙД
Для того, чтобы яснее увидеть достижения исследовательских работ детей  и точнее наметить новые ориентиры использую данную тематическую систему, которую представила в виде цветка..
А теперь я вам предлагаю,  придумать проблему, по тематике, указанной в ваших листах, а пока группа работает, мы с вами придумаем проблемы на оставшиеся темы .
А теперь послушаем ваши проблемы.
- Вот у каждого из вас уже намечена проблема для исследования.
Поможет вам в проведении исследования -  пирамида.
А теперь я вас попрошу открыть конверты, которые лежат на столах и выбрать из имеющегося списка то слово, которое наиболее четко на ваш взгляд отражает суть мастер – класса и заполнить пустые слагаемые.

Закончить свое выступление хочу используя китайскую пословицу…
Она гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Я очень надеюсь, что мастер - класс был не только интересном но и значимым для вас. Спасибо за внимание…

Просмотров: 315
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Савастьянова Екатерина Евгеньевна. Конспект Занятия на по ООД Познавательное развитие На тему: «Что весна нам принесла?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь