Максимова Ирина Викторовна. Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаМаксимова И.В.
Педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879 города Москвы
В статье описывается диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическая работа с детьми, родителями, педагогами, в рамках дет­ского сада по предупреждению и профилактики насилия над детьми дошколь­ного возраста в семье.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно не­благополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными на­питками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроен­ным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.
Домашнее насилие - осознанное поведение человека, с помощью кото­рого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В буду­щем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. На­пример, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье. По данным научных иссле­дований специалистов насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильствен­ные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи - безопасное существование лю­бого ее члена. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.
Психологическое и физическое насилие тесно связано между собой. На­сильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций раз­личных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму.
Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вы­звать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью лич­ности, в особенности, детей.
Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога (Алексеевой Л.С., 2000) в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие наси­лие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоци­руют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Пе­риод первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, ко­гда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмо­циональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адап­тивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.
Целью диагностического направления в ДОУ является выявление особенностей семейного воспитания в тех семьях, в которых совершается любого рода насилие, нарушаются права детей дошкольного возраста.
В начале учебного года, по отзывам воспитателей, из всех детей выделя­ются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации. Такие как: труд­ности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуве­ренность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми, воровство и т.п. Далее, психологом, применяется метод наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке. Формируется группа «риска» детей, с которыми проводится психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности и эмоционального состояния ребенка. Тесты «Диагностика межличностных отношений в группе»; рисуночные тесты
для детей: «Нарисуй свою семью»; «Несуществующее животное»; «Нарисуй
семью несуществующего животного»; анкетирование детей и родителей и т.д.
Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое раз­витие ребенка огромно.
Для профилактики семейного насилия в детском саду проводится профилактическая, коррекционная, информационная, развивающая работа с ро­дителями и педагогами по следующим направлениям:
1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.
2. Информационная помощь родителям и педагогам.
А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация де­тей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ре­бенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презен­таций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как ме­тод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».
Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи прово­дятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания по­мощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отно­шение в семье, разрешение конфликтов.
В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям:
«Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»;
«Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопони­мание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».
3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и пе­дагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение
разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.
4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специа­ли­стами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами за­клю­чается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (груп­повая, подгрупповая, индивидуаль­ная) на снятие тревожности, страхов, агрес­сии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрали­зованная деятельность.
Перечень игр с детьми:
"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997); "Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997).
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в при­емлемой форме.
"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лю­това Е.К., 1999), цель: обучить детей эффективным способам общения.
"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Литература
1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.

Просмотров: 486
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Ткачева Татьяна Григорьевна. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И B СЕМЬЕ
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Петрова Екатерина Георгиевна. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей: «В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»
  • Волошина Ирина Владимировна. «Проектная деятельность как средство формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста».
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь