Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»

Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»

Авторы:

  • Бахметьева Л.Е., педагог-психолог МАДОУ «ДС № 362 г. Челябинска»
  • Васюта Т.В., педагог-психолог МБДОУ «ДС № 365 г. Челябинска»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования арт-терапевтических техник в профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОО.

Материалы и оборудование: презентация, видео «Кастрюлька», видео «Чудесный мир», аудиозапись И. С. Баха «Хорошо темперированный клавир», краски.

 

Скачать конспект

План мероприятия:

  1. Приветствие, обозначение темы семинара-практикума.
  2. Просмотр видео «Кастрюлька»
  3. Проблема эмоционального выгорания в образовательных организациях. Упражнение «Психодраматическая линейка»
  4. Арт-терапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов.
  5. Работа в подгруппах и обсуждение в кругу «Опыт применения арт-терапевтических техник в работе с коллективом»
  6. «Арт-терапевтическое погружение» для участников семинара:
  7. 1. Музыкотерапия ( «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха)
  8. 2. Слайд-терапия (Клод Моне)
  9. 3. Техника «Body-art»
  10. Обратная связь.
  11. Просмотр видео «Чудесный мир»
  12. Обмен опытом.

Ход мероприятия

Проблема эмоционального выгорания в образовательных организациях

В обучении и воспитании детей самое главное – это значимый взрослый, его собственное состояние. Здесь можно привести в пример пункт из инструкции о безопасности пилотов: «В случае разгерметизации салона наденьте сначала кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если взрослый не сможет нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет.

В детских садах, где приоритетен процесс воспитания, особо актуальной является проблема эмоционального выгорания. К нему приводят чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Самостоятельно педагоги не всегда могут определить выгорание у себя, несмотря на выраженность симптомов, но замечают, что данное состояние отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога и депрессия.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В настоящее время общепринятым является определение выгорания, данное C. Maslach, S.E. Jackson (1984). Под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать стадии эмоционального выгорания, предлагается упражнение «Психодраматическая линейка»

Упражнение «Психодраматическая линейка»

Выбор участников упражнения: поднимите, пожалуйста, руки те, кто часто оказывается в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой?

После этого участников просят 3 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.

  1. Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).
  2. Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними или клиентами?
  3. Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты?

Данное упражнение иллюстрирует трёхфакторную модель К. Маслач и С. Джексон. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания, чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакции на стрессы. Это – физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции в виде асоциальных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение); поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, днстанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Предложенный В.В. Бойко подход к пониманию эмоционального выгорания представляет СЭВ как динамический процесс, возникающий поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового: фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания; фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу; фаза «Истощение»: характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

Поскольку в развитии синдрома выгорания страдает прежде всего эмоциональная сфера, то на наш взгляд основными методами психопрофилактики могут стать методы арт-терапии. Благодаря ведущей роли правого полушария арт-терапия непосредственно затрагивает не столько когнитивную, сколько эмоциональную сферу, дополняя тем самым традиционные формы психотерапии. Психопрофилактика посредством методов арт-терапии может помочь в приостановке начавшейся профдеформации или предупредить ее возникновение, сохранив здоровую личность профессионала.

Арт-терапия в профилактике эмоционального выгорания педагогов

Как известно арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека, особенно на его эмоциональное состояние. Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, не имеют ограничений и противопоказаний.

Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как терапия искусством.

Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Известно, что еще в древнем Китае для исцеления нервных потрясений практиковалось рисование иероглифов. Впервые понятие "арт-терапия" использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов 19 ст., описывая свой опыт лечения больных туберкулезом, во время которого он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже — с 30-х годов 20 ст., когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают. В 1960 году в США начала свою работу Американская ассоциация арт-терапии.

В нашей стране арт-терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан Виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт-терапия начинает развиваться сама.

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Дельфино Бейли выделяет 4 основных направления в применении арт-терапии:

  1. Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).
  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).
  3. Одновременное использование первого и второго принципов.
  4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения его творчеству.

В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии.

Согласно креативистическим представлениям, адаптационное воздействие арт-терапии на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Задача арттерапии — не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

С позиции адаптации арт-терапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.

Широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму отреагирования и сублимации. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Таким образом, снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности.

Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

Итак, основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Задачи арт-терапии

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Ф.М. Достоевский

Существуют различные направления арт-терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.

Самые распространенные виды арт-терапии:

  • Музыкотерапия
  • Куклотерапия
  • Библиотерапия
  • Мандалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Видеотерапия
  • Изотерапия
  • Драматерапия
  • Маскотерапия
  • Игротерапия
  • Песочная терапия
  • Цветотерапия
  • Танцевальная терапия
  • Фототерапия
  • Ландшафтотерапия
  • Этнотерапия

Показания к применению арт-терапии:

  • неврозы,
  • депрессия,
  • комплексы неполноценности,
  • страхи и фобии,
  • замкнутость,
  • стресс,
  • внутренние блоки и зажимы,
  • внутриличностные конфликты,
  • эмоциональная нестабильность,
  • повышенная тревожность,
  • различные психические травмы,
  • психосоматические расстройства.

Но вместе с тем, арт-терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.

Преимущества арт-терапии заключаются в том, что она:

  • подходит практически всем людям, вне зависимости от их возраста и не требует специальных творческих навыков и умений;
  • является в основном средством невербального общения, что обеспечивает прямой доступ к подсознанию;
  • позволяет выразить негативные эмоции в социально приемлемой манере и без вреда для окружающих;
  • способствует сближению людей и налаживанию гармоничных отношений, что очень ценно в случае взаимной антипатии и трудностях с установлением контакта;
  • обеспечивает объемный материал для последующего анализа;
  • является средством свободного самовыражения, проходит в теплой доверительной атмосфере, вызывает у людей положительные эмоции и помогает в формировании оптимистической жизненной позиции.

Таким образом, методики арт-терапии предоставляют нам возможность творить собственную жизнь в прямом смысле этого слова: рисовать грусть, лепить счастье, писать о трудностях и танцевать настроения.

Реализовать внутренние возможности и в итоге оказаться в гармонии с самим собой и окружающим миром может каждый и для этого не нужна специальная подготовка. Один из основных принципов арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе, оно не только позволяет нам снова прожить и разрешить внутренние конфликты, но также обогащает нашу душу. Арт-терапия предоставляет нам прекрасную возможность для этого – здесь мы можем выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.

  • Работа в подгруппах и обсуждение в кругу «Опыт применения арт-терапевтических техник в работе с коллективом»
  • «Арт-терапевтическое погружение» для участников семинара
  • Обратная связь.
  • Просмотр видео «Чудесный мир»
  • Обмен опытом.

Список литературы:

  1. Злата Королева. Познай себя. 100 графических тестов. М., «ЭКСМО-ПРЕСС», 2002. – 208 с.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб: Речь, 2007. – 336с.
  3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии— СПб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  4. Лебедева. Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с. Серия – психологический практикум.
  5. Никитин В. Н. «Арт-терапия: Учебное пособие»: Когито-Центр; Москва; 2014
Просмотров: 931
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Фокина Мария Николаевна. Арт-терапия, как компонент здоровьесбережения и формирование положительных привычек.
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Кошелева Лариса Николаевна. Песочная арт-терапия в детском саду
  • Сенченко Валентина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Степанова Л.А., Лебедева Е. И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
  • Александрова Александра Сергеевна. Использование методов арт – терапии при зарождении замысла мультипликационного проекта
  • Рождественская Галина Владимировна. Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет «Арт — терапия, инновационная техника рисования линиями»
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Онищенко Елена Васильевна. Арт – терапевтические игры-занятия с детьми раннего возраста в адаптационный период.
  • Зарубина Наталья Владимировна Истомина Татьяна Владимировна. Создание семейной мандалы, как арт-терапевтическая работа с семьёй воспитанников дошкольного учреждения.
  • Квачакидзе С.А. Морозова Н.П.. Проект «Арт-уголок»
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Огуреева Алла Борисовна. Семейный творческий клуб (мастер класс по изготовлению аппликации в технике пейп-арт) «Бумажная сказка»
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь