Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).

Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).

Психолого — педагогические занятия по развитию познавательной активности для детей, имеют огромное значение для современного общества, а так же предупреждения и устранения тех или иных пробелов в развитии ребенка. Это важно так как качество развития познавательных процессов ребенка влияет на развитие личности полностью. Чем лучше ребенок развит ко времени поступления в школу, тем легче ему будет учиться в школе, так как фундамент познавательных процессов закладывается в дошкольном возрасте. Но это становиться достаточно сложный процесс сейчас уже с малых лет мы взрослые не принимаем участия в развитии ребенка, он у нас предоставлен самому себе! Проще всего включить телевизор с нужным для ребенка каналом или дать гаджет, и он самостоятельно включает то, что хочет. И, как правило, к 3 годам когда ребенок идет в садик, последствия начинают желать лучшего. Дети идя в детский сад начинают капризничать, закатывать родителям истерики, скандалы, потому что они не готовы быть в рамках, не приучены к режиму, к другим требованиям и т.д. А к 4 годам жизни ребенка, как правило, начинаются проблемы с нарушением речи, педагогической запущенностью.

 

И тогда родители начинают «бить» тревогу, бегать по врачам по специалистам, и говорить что ребенок развитый, ведь он сам включает телевизор, компьютер, умеет пользоваться телефоном, но они не задумываются, что ребенок в этом возрасте должен смотреть не мультики, а читать книги (сказки) совместно с взрослыми, разучивать потешки, четверостишия, учить с ребенком цвета, развивать мелкую моторику различными способами и самое главное общаться с ребенком. Для того, что бы дети развивались в соответствии с возрастом и не страдали психические процессы, нужно уделять внимание своим детям и тогда, будет все хорошо!!! А когда у нас этот этап развития упущен тогда начинаются и проблемы в развитии познавательной активности ребенка.

Для развития познавательной активности многие специалисты стали искать способы работы с детьми с нарушениями в развитии познавательной деятельности. Одним из способов развитие познавательной активности, это арт — терапия. Это один из современных методов, который нормализует психологическое состояние как у детей так и у взрослых. В арт — терапию входит рисование, игры, проигрывание сюжетов, сказок, музыка, водная терапия, песочная и т.д. все это помогает снять у детей напряжение как эмоциональное, психологическое успокоиться и сосредоточиться, а так же идет развитие познавательной активности. Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Детская арт — терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи основан на творчестве. Поскольку развитие личности ребенка и его знания закладываются в дошкольном возрасте, а если у ребенка проблемы с психическим состоянием, то увы это все и отразиться на развитии личности и на обучении и в школе, будут трудности в усвоение и восприятии учебного материала, усидчивости и так далее. От избавления негативного состояния ребенка и развития познавательной активности, а попробовала применить техники арт – терапии в своей работе, где и увидела положительный результат.

Направление песочной терапии возникла в рамках юнианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическом содержании бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого направления возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Книга Г. Уэллоса «Игры на полу» вдохновила детского психиатра Маргарет Лоэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставил миниатюрные фигуры на полку. Первый ребенок увидевший их, взял и перенес их в песочницу стоявшую рядом, и стал ими играть. Именно это и положило начало «технике понятие мира» (М. Лоэнфелд).

В песочной терапии обязательно должен стоять столик с подсветкой, ящик песка должно быть достаточно, а так же очень актуально сейчас использовать в своей работе «живой» песок. Для работы использовала такие направления как лепка из «живого» песка, рисование в песочнице. Обязательно должны быть для занятий это различные фигурки:

люди (разного возраста и пола); животные (домашние, дикие); птицы; рыбы; насекомые; транспорт: дома (разных размеров); растительный мир (наземный, подводный); различные бусины, пуговицы, ракушки.

Работа в данном направлении стимулирует ребенка к тому или другому виду деятельности, развитию познавательных процессов таких как память, мышление, воображение, речь и др. Вспомните как приятно ходить по песку босыми ногами, или погружать в песок руки, или пропускать его сквозь пальцы. Эти маленькие крупинки активизируют чувствительные нервные окончания на пальцах и ладонях. Песок это природный материал, обладающий собственной энергетикой. Создание песочной композиции в отличие от рисунка не требует особых умений. Песок способен завораживать ребенка, и в этот момент нужно обязательно вступать взрослому, под руководством взрослого ребенок способен легко и беззаботно начать проявлять познавательною активность, например, запомнить цифры, геометрические фигуры, тут же прописывать их на песочнице или вылеплять их, проигрывание различных ситуации при помощи различных маленьких фигурок при помощи игры в песок (заранее придуманные темы) и др. Игры с песком способны заинтересовать самых «неугомонных» детей, а так же детей с задержкой психического развития и нарушениями речи.

Педагог должен выставить перед занятием все фигуры, и дать ребенку только идею или предложить ему поиграть в заданную тему. Дети, как правило, откланяются от нее и играют в то что им нравиться или в то что у них на "болело". Следовательно, мы даем ребенку новую площадку для фантазии, создаем мотив для получения той или иной информации. Но перед занятием нужно обязательно обговорить правила. Например, правила взаимодействия с песком песок не разбрасывать; не сыпать; не есть; не разрушать постройки других; не заливать песочницу водой, и другие. Правила, можно придумать вместе с детьми и использовать на занятиях с песком.

Для регулировки времени, прекрасно подходят песочные часы, что бы ребенок мог сам себя контролировать. Обязательно перед занятием нужно ритуал приветствия занятия, после того как вспомнили правила, мы приветствуем друг друга передавая мягкую игрушку и говорим пожелания своему "компаньону". Затем здороваемся с песочницей. Иногда можно использовать музыкальное сопровождение, включать мелодии тихонько фоном, например, шум воды, пенье птиц, или шум леса. В основном этапе занятие идут уже игры, упражнения на развитие познавательной деятельности. Например, игры "Перевези предмет" цель игры заключается в том что, дети ищут в песке геометрические фигуры. Кладут их в грузовую машину и везут на базу, где находятся у них данные "сокровища", когда они наши геометрическую фигуру они естественно ее называют, мы ее рассматриваем, изучаем, запоминаем. Так же в такой игре можно искать и другие предметы, мебели, посуды и тому подобное. Для закрепления еще прорисовываем на песке тот или иной предмет пальчиком. Таким образом, у нас идет развитие памяти, внимание, мышление, речи, мелкой моторики и других познавательных процессов. А самое главное идет успокоение нервной системы и нормализация психических состояния ребенка. В конце занятия очень важен ритуал прощания, в данном этапе подводим итог, чем сегодня занимались, обсуждаем у кого что получилось, какие были трудности, что нужно повторить на следующем занятии, затем встаем в круг и желаем всем, хорошего дня!

Познавательная активность играет важную роль в развитии ребенка, очень важно понять и не упустить этот этап. Ребенок эта "губка" которая впитывает в себя то, что дают ему взрослые. Нужно не забывать, что фундамент знаний и развитие познавательной деятельности, закладывается в дошкольном возрасте.

Просмотров: 696
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Осипова Ольга Александровна. Буклет «Дидактические игры по развитию познавательной активности для детей 6 — 7 лет»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Прохорова Мария Алексеевна Софронова Инна Сергеевна. Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Коржева Ольга Владимировна. Бизиборд как средство развития познавательной активности детей
  • Бирева Татьяна Юрьевна. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании
  • Семенюк Ирина. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Евдокимова Юлия Юрьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Спорова Валентина Николаевна. Проектно-исследовательская работа на тему: «Формирование познавательной активности через дидактические игры».
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь