МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 19 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Морозова Татьяна Викторовна, педагог-психолог,
Актуальность: у детей отмечается высокая тревожность, проявления апатии или, напротив, повышенной раздражительности, агрессивности, страхи. Через рисунок, игру, сказку фелт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.
Основная идея опыта используя фелт-терапию – улучшить и стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка, открыть внутренний ресурс.
Скачать конспект
Особенности работы с шерстью в разных возрастных категориях.
- С детьми можно начинать работать шерстью с 4-6 лет (рисование, создание куколок), они иногда нуждаются в помощи старшего. Детям прежде всего шерсть дает развитие моторики рук.
- Мокрое валяние подходит более старшей категории — школьники. Они хорошо валяют простые фигуры, рисуют шерстью. Дети с удовольствием работают с шерстью, но техники должны быть не долгими.
- Гиперактивные, агрессивные дети могут отрицательно воспринимать длительные процессы, но короткие техники (например, создание шерстяных кукол) развивают в них интерес и усидчивость.
- Тревожным детям рисование шерстью дает прекрасные тактильные ощущения и возвращает в состояние покоя, мира внутри.
Возможности фелт – терапии.
- Фелт-терапия дает возможность работать с разными темами и запросами.
Темы в работе с детьми:
- развитие мелкой моторики, речи, мышления, воображения, творчества, фантазии
- работа со сложными состояниями: тревожностью, агрессией, гиперактивностью, страхами
- работа с группой: командообразование, отслеживание сценариев поведения в группе.
Процесс раскладывания шерсти носит терапевтический характер. Такую работу можно всегда отредактировать и изменить, если что-то не получилось.
Живопись шерстью — это уникальная техника выкладывания волокон под стекло. При этом получается объемная 3D картина и валяния не требуется.
Эта техника появилась совсем недавно и стала набирать популярность.
Ее ценность состоит в том, что она имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания.
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана
работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством педагога, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Используемый материал:
- флис;
- фоторамки (разных размеров);
- разноцветная шерсть;
- клей;
- ножницы;
- щипчики;
- бусины.
Рисуя, дети сами формируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свои внутреннее знание и путь обращения к нему.
Искусство соединяет первичный мир воображения ребёнка с актуальным миром, в который он погружается. Работая с шерстью, ребенок согревается, успокаивается, наполняется энергией и позитивными эмоциями, приятными тактильными ощущениями.
Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог
Л.С Выготский отмечает синергетичность. Например, принимаясь рассказывать какую-либо историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.
Открывая мир, ребёнок отображает свои открытия в творчестве. «Ребёнок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений пытаясь размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать».
Таким образом, вся творческая деятельность ребёнка является важным элементом его развития и психологического состояния. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребёнок не заботится о зрителях, и слушателях, в том коренное отличие его от художника, актера». Именно поэтому фелт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
|