Ерышканова Наталья Владимировна. Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»

Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»

Ерышканова Н.В. воспитатель I кв. категории МБДОУ№84» Серебряное копытце» г. Набережные Челны РТ

На начало учебного года при обследовании детей с ЗПР было выявлено, что большую сложность для них представляют движения пальцев рук, то есть слабо развиты мышцы пальцев. Обследование мелкой моторики в начале года показало, что уровень ее развития соответствовал 35, 6%, а уровень развития умений и навыков по изобразительной деятельности соответствовал 28. 9%.

Успех коррекционной работы с детьми с ЗПР зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Так как речевой и двигательные центры головного мозга взаимно влияют друг на друга, я решила использовать как можно больше упражнений на развитие мелкой моторики. Перед педагогом были выставлены ряд задач:

 

  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнений на речевом материале
  • формирование связной речи

Решить эти задачи помог метод рисования штрихом. Тщательно изучив интересы и возможности детей в рисовании, изучив статьи в журналах

«Дошкольное воспитание», книгу В.А. Грек «Я рисую штрихом», пособие для педагогов Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», решила применить методику рисования штрихом в коррекции мелкой моторики и речи детей. В существующей литературе эта методика рассчитана на детей старшего и младшего школьного возраста, не имеющих патологий. Поэтому решили разработать свою методику, сккоректировав ее на детей, имеющих нарушения речи и психических процессов.

Вся работа велась поэтапно, с усложнением. Прежде всего, мы дали понятие, что такое штрих. Познакомили детей с работами художников- графиков, выполнявших иллюстрации к книгам. При рассматривании рисунков обращали внимание на выразительность образов. Объясняли детям, что при помощи штриха можно рассказать о характере предмета. Передать не только легкость, воздушность, плавность, нежность, но и мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

1 этап

Каждый новый вид штриха был соотнесен только с одной темой и одним занятием. Это позволило более тщательно отработать с детьми элементы штриха. Так как темп развития у детей разный, мы проводили много индивидуальной работы вне занятий. Каждому виду штриха, для того чтобы было интересней и понятнее, мы дали свое название: «змейка», «сосульки», «море», «трава» и мн. другое. Часто использовали сотворчество: что – то

рисовали сами, а дети дорисовывали, дополняли сюжет определенным видом штриха ( «Дорисуй забор дедушке Егору»).

Для достижения большей выразительности в рисунках мы учили детей использовать штрихи разного характера — короткий и длинный (трава, забор).

2 этап

Когда мы убедились, что у большинства ребят рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа, то перешли — к созданию художественного образа. Началась кропотливая работа по обучению детей законам композиции, таким, как равновесие, сюжетно – композиционный центр, заполнение листа, контрастность. Изображая разных героев, выполняли важнейший закон художественного творчества — закон новизны. Также мы учили их использовать закон контраста, когда «все наоборот» — белое на черном, черное на белом, высокое рядом с низким. Чтобы повысить интерес, предлагали преднамеренно рисунки с ошибками в композиции и дети с удовольствием их находили, доказывая, почему так нельзя и как нужно.

Чтобы было легче представить других персонажей, проводили игры «Чьи глаза (уши, хвост, лапы, нос). Игры способствовали развитию внимания, наблюдательности, воображения, что выразилось в рассказах детей о своих домашних питомцах и увиденном в природе. Дети в свободное время стали делать много зарисовок, пробовать различные материалы.

Оформили уголок «Мы рисуем штрихом», в котором поместили алгоритм последовательности рисования художественного образа, таблицы с изображением видов штрихов, детские рисунки (их периодически меняем).

Чтобы повысить интерес детей, решили перейти к рисунку в сюжете. В начале сюжет был простой: «Зайчик с морковкой», «Цыпленок с червячком». Затем перешли к более сложному, с несколькими героями с различными предметами.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность, речевую активность, внимание. Память. Включали в каждое занятие загадки. Они повысили интерес к изображаемому предмету. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры раскладывали картинки, среди которых они находили картинку – отгадку. При подборе загадок учитывали доступность тематики и содержания. Загадки постепенно заучивались, ребенок зарисовывал отгадку и начинал произносить из нее строчки, что способствовало развитию памяти. В рисовании включали сказки, начиная с самых простых.

Когда у детей появился достаточный запас знаний об окружающем мире, знания литературного текста, возникла возможность творческой речевой деятельности, которую ученые рассматривают как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка.

Особенностью творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество выражается в различных формах: в рассказах, сказках, стихах, загадках, небылицах.

У нас словесное творчество соединилось в рассказах и сказках с рисунком. Мы предлагали тему, выраженную в предложении, а дети самостоятельно придумывали содержание рисунка и рассказа:

- «Как попугай Кеша прилетел во двор»

- «Как медвежонок гулял по лесу»

Чтобы у ребят не было похожих рассказов и рисунков. Предлагали дополнить их, при этом использовали вопросы и план рассказа.

Итоговым стало занятие на тему» сказки – загадки». Каждый ребенок заранее придумал композицию к своей любимой сказке, используя беглый набросок, чтобы на общем занятии не терять времени на вспомогательные линии. Темы сказок были разными: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заяц – хвоста» и т. д. По окончания занятия дети должны не только догадаться, к какой сказке, а также и доказать текстовым отрывком принадлежность к сказке, а также оценить выразительность рисунка с позиции знания законов композиции и видов штрихов.

Большую роль в коррекции речи и мелкой моторики сыграла совместная работа всех педагогов нашей группы и родителей. По нашей просьбе родители много читали детям художественной литературы, в которой были иллюстрации художников – графиков, приобретали книжки – раскраски, в которых использовался штриховой рисунок. Часто на выходные дни предлагали родителям совместно с детьми выполнить рисунки. Участие родителей стимулировало работоспособность детей и повышало интерес к штриховому рисунку. С помощью родителей были оформлены выставки детских работ на темы:

- «Большие и маленькие»

- «В стране Графо»

Родители приходили на занятия с удовольствием, наблюдали за своими детьми, постигали методику, сами принимали участие в занятиях.

В ходе экспериментальной работы встретились трудности – недостаточно методической работы по теме, отсутствие методических разработок по теме для детей с речевой патологией.

В перспективе – совершенствование методики для детей с ЗПР.

Просмотров: 618
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Копылова Юлия Сергеевна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трушникова Ольга Ивановна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Анна Александрова. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей «Вышли пальчики гулять»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь