Аннотация: в статье рассматривается эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема (раскрыты определения понятий «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», представлены основные направления, а также наиболее эффективные формы и методы эстетического развития детей старшего дошкольного возраста)
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, старший дошкольный возраст.
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике, что отражено в современных нормативно-правовых документах. В частности, одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств.
Системе эстетического воспитания в образовательном процессе дошкольной образовательной организации принадлежит такая важная роль, как научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности. Период старшего дошкольного возраста является наиболее важным для эстетического развития, поскольку дети этой возрастной группы отличаются эмоциональностью, раскрепощенностью, потребностью в ярких впечатлениях, активностью познавательных процессов.
В дошкольной педагогике термины «эстетическое воспитание» и эстетическое развитие» являются тесно взаимосвязанными.
Эстетическое воспитание в трактовке А.Г. Гогоберидзе – это «целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты» [с. 326].
Эстетическое воспитание, по мнению Г.М. Коджаспировой, – это «выработка и совершенствование способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты» [с. 43].
Эстетическое воспитание рассматривается Н.А. Ветлугиной как «развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [с. 5].
Таким образом, в дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие дошкольников. Составляющей этого процесса становится художественное образование процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Мацкевич И.В. в своем диссертационном исследовании под эстетическим развитием дошкольника понимает формирование следующих качеств, присутствующих в ребенке потенциально:
— способность к эстетическому восприятию на основе синкретизма и образности мышления, сенсорной и эмоциональной отзывчивости на арт-объекты;
— эмпатия на основе эмоционально-нравственного отношения к образцам искусства;
— способность к продуктивному творческому воображению [с. 27].
Эстетическое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [с. 12].
Эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, воспитанию эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и является одной из актуальных задач сегодняшнего дня, приобщения детей к прекрасному [с. 115].
А.А. Мелик-Пашаев выделяет в качестве компонента эстетического развития личности эстетическое отношение к действительности Показателем наличия у ребёнка эстетического отношения к действительности у старшего дошкольника является эмоционально-оценочная характеристика предмета или какого-либо явления, ещё не помещённого в контекст художественной задачи [ с. 6].
О.Л. Иванова предлагает следующие критерии оценки уровня развития эстетического отношения к действительности:
- интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычленение их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства;
- проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности;
- понимание и оценивание действительности с позиций «хорошо – плохо», «добро – зло»;
- ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников;
- уровень развития цветовосприятия;
- способ построения образов восприятия [с. 57].
Дисциплины эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация) являются средством эстетического развития дошкольников, в процессе которого интуитивное чувствование и понимание прекрасного ребенком переходит со временем в его осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.
Период старшего дошкольного возраст является сензитивным для эстетического развития, что объясняется следующими факторами:
— развивается апперцепция — свойство восприятия, зависящее от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека, вырабатывается собственное эстетическое восприятие объекта или явления;
— совершенствуется характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
— продолжает развиваться эстетическое восприятие окружающей действительности через умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, замечать сходство и различие, обобщать;
— формируются эстетические суждения, дошкольники учатся аргументировано и развернуто оценивать изображение созданное как самим ребенком, так и его сверстником;
— формируется самостоятельность эстетической оценки произведений изобразительного искусства;
— обращается внимание на художественно-эстетические средства передачи образа: цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композицию;
— учатся воспринимать и оценивать эстетические качества картины, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства через анализ художественно-выразительных средств в передаче образа [с. 120].
Обобщенные содержательно-целевые направления эстетического развития старших дошкольников А.Г. Гогоберидзе определяет как:
- активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия;
- создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;
- развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
- стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
- развитие изобразительной деятельности;
- формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности [с. 327].
Комплексная образовательная работа по эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации должна строиться на следующих принципах:
— взаимосвязи со всей образовательной работой в дошкольной образовательной организации. Деятельность педагогов по развитию художественного, музыкального творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
— взаимосвязи обучения и развития. Весь образовательной процесс строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
— связанности детского творчества с жизнью. Отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельность;
— интеграции разных видов искусства и художественной деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой);
— художественно-эстетического отбора материала. Определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного, изобразительного или музыкального искусства, раскрывающие богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни;
— народности и культуросообразности. Соответствие моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время данный принцип позволяет познакомить детей с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
— индивидуального подхода в художественно-эстетическом воспитании и развитии. Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка;
— преемственности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания и развития дошкольников [с. 57].
Главной формой работы по эстетическому развитию является специально организованная образовательная деятельность, которая осуществляется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа по художественно-эстетическому развитию реализуется в процессе ознакомления старших дошкольников с окружающим миром, с природой, с разными видами искусства (литературное, музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство и другое). В тоже время дошкольники всегда имеют возможность отразить свои впечатления от полученных знаний как в совместной, так и в самостоятельной творческой деятельности (в рисование, лепке, драматизациях, создание рукотворных книг, в сочинение, в играх и т.д.
В качестве основы в системе эстетического развития дошкольников чаще всего используется изобразительное искусство, приобщение к которому позволяет заложить прочную основу для развития эстетических чувств и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. В искусстве заложен значительный потенциал для развития личности. Общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, способствует активному росту эстетического сознания и развитию эстетических чувств личности ребенка дошкольного возраста.
Искусство является наивысшей формой проявления духовно-практической ценности эстетического воспитания и развития, потому что оно может действительно оказывать значительное влияние на эмоциональную сторону личности ребенка. Результаты творческой деятельности художника вызывают сложные, возвышенные эстетические чувства, расширяют индивидуальный опыт дошкольника, оказывают положительное влияние на эстетические представления, взгляды, вкусы.
Таким образом, под эстетическим развитием понимается процесс становления, совершенствования эстетического отношения и эстетической деятельности личности.
Эстетическое развитие старших дошкольников является сложным многоаспектным процессом, в ходе реализации которого следует учитывать возрастные и психологические особенности детей. Старший дошкольный возраст является сензитивным для эстетического развития, поскольку дети данного возраста способны наиболее чутко воспринимать красоту.
В настоящее время цель эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Оптимальными возможностями для эстетического развития старших дошкольников обладает изобразительное искусство, так как оно способствует развитию эстетического восприятия, эстетических оценок и суждений. Так как искусство является отображением окружающего мира, его посредством у дошкольников закладываются основы эстетического отношения к окружающей действительности.
Вместе с тем, в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возникают методические сложности при определении критериев качественного уровня эстетического развития старших дошкольников, а также в недостаточной мере используется дидактический потенциал книжной иллюстрации как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2013. – 464 с.
- Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка. – СПб, Речь, 2009 – 96 с.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
- Лихошерстова, Н. А. Этапы развития эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 27. – С. 117 – 122.
- Мацкевич И.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей-детский сад»: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 02 / И.В. Мацкевич. – М., 2006. – 204 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости // Искусство в школе. – 2003. – № 3. – С. 7 – 12.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
- Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под. ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. – 66 с.
|