Проблема художественного и музыкального воспитания, образования и развития детей является одной из центральных в дошкольной педагогике, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы музыкальной, художественно-изобразительной и общей культуры ребенка, формируется система музыкальных и художественных способностей. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее оптимального подхода к развитию задатков детей, использования новых технологий на основе всестороннего комплексного подхода к обучению, стержнем которого является разнообразная творческая деятельность.
Результатом такого поиска стала разработка и внедрение в учебный процесс МКУ ДО «Талицкая детская школа искусств» комплексной интегрированной программы студии раннего эстетического развития. Дополнительная общеразвивающая программа создает условия для раннего художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания детей в возрасте 5-7 лет, выявления и развития творческих способностей обучающихся в области музыкального и изобразительного искусства. Срок обучения по данной программе 1 год.
Отличительная особенность программы — по данной программе могут обучаться все желающие дети — не зависимо от уровня музыкальных и художественных способностей. Такой подход делает обучение общедоступным.
Основные принципы построения образовательной программы – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусств.
Данная программа разработана на основе общедидактических принципов систематичности, доступности, межпредметной связи, наглядности, игрового моделирования. Тесная связь между предметами музыкального и изобразительного искусства ведет к их взаимному обогащению, устойчивому усвоению каждого вида творческой деятельности, повышает качественный уровень образования.
Школой искусств разработан учебный план, включающий предметы из области музыкального и изобразительного искусства.
- Целью курса «Слушание музыки» является воспитание культуры слушания и восприятия музыки. Занятие, в ходе проведения которого сочетаются музыкальная и изобразительная виды деятельности, используются методы и приемы методик музыкального воспитания и развития детского художественного творчества.
- «Лепка и декоративно-прикладное искусство» направлен на развитие мелкой моторики через использование нетрадиционных техник рисования.
- Предмет «Веселая ритмика» направлен на укрепление здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей. Основными разделами являются: танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
- Пение является наиболее доступной для детей и любимой ими формой музыкальной деятельности. Предмет «Хоровое пение» ставит основной задачей эмоциональное раскрепощение детей, развитие художественного вкуса и музыкального кругозора, формирование вокально-интонационных навыков, в том числе и дикции.
- В рамках предмета по выбору вводится музыкальный инструмент. В 2016-2017 учебном году музыкальным инструментом является блокфлейта. Форма обучения – мелкогрупповое занятие. Цель учебного предмета: освоение навыков игры на музыкальном инструменте в доступных, эффективных и интересных для ребёнка формах. Данный предмет направлен на решение следующих задач:
- воспитание интереса к занятиям на музыкальном инструменте
- выявление и развитие музыкальных способностей
- освоение музыкальной грамоты в простых формах.
А также:
- развитие координационно-двигательных способностей
- формирование навыков учебной деятельности и подготовка детей к обучению в школе.
Освоение программы сопровождается проведением итоговой аттестации учащихся в форме концертов, выставок творческих работ.
По окончании обучения выдается свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы.
Комплексная интегрированная программа студии раннего эстетического развития носит экспериментальный характер и является коллективной работой. Приобщить ребенка к миру музыки и изобразительного искусства – это большая задача, которую решает педагогический коллектив школы. Преподаватели школы верят, что реализация программы поможет определиться детям и их родителям (законным представителям) с направленностью в выборе искусств, что в дальнейшем ребенок может обучаться в детской школе искусств по любому направлению и любой образовательной программе, реализуемой школой.
Преподаватель, заведующая музыкальным и хореографическим отделением МКУ ДО «Талицкая ДШИ» Морозова С.Е.
|