Шадринцева Екатерина. Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания

Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам развития детей с ограниченными возможностями здоровья. «Особый ребенок» ощущает себя частью общества только тогда, когда создаются необходимые условия полноценного развития ребенка в социуме. В первую очередь важно определить возможности здоровья ребенка, затем организовать работу по предупреждению или коррекции выявленных физических, психических и других нарушений. В современной практике ученые пришли к выводу, что одним из главных нарушений здоровья детей предшкольного возраста является нарушение речи. Совершено очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребёнка [3].

 

Речевое недоразвитие, как правило, – это результат нарушения интеллекта. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе [5].

Речь ребенка предшкольного возраста формируется в процессе социального взаимодействия с окружающими его людьми. Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется. При благоприятных условиях (отсутствие патологий и сохранный интеллект), эстетическое воспитание создаст основу для активного становления речевых умений: развития связной речи, пополнения словарного запаса, появления в речи сложных конструкций и т.д. К сожалению, процесс речевого развития ребенка останавливается или замедляется в неблагоприятной социальной среде, при отсутствии эстетического воспитания, а также в результате нарушений речевых отделов головного мозга.

Для всестороннего развития важно, чтобы люди окружающие ребенка создавали благоприятную среду, были грамотными, организовали интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания. Чем эстетически более развита речь, тем она богаче, правильнее, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его эстетическое воспитание, интеллектуальное развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.

Коррекционная работа по развитию речевых умений осуществляется последовательно группой специалистов: педагогами, психологами, логопедами и т. д. В некоторых случаях необходимо прибегнуть к помощи психиатра, который в своей работе использует медикаменты и специальные физические упражнения. Педагог, работая со сложным контингентом детей самостоятельно, должен обладать профессиональными знаниями в области логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать гражданскую ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни и труду, эстетическом воспитанни [4].

Важность такой работы вызвана тем, что при поступлении в школу, многие из учеников неразвиты интеллектуально и физически, отсутствует культура речи, дети малоподвижны (или гиперактивны) и медлительны. Перед специалистами стоит важнейшая задача – адаптировать детей с нарушениями речи к социуму, подготовить к обучению в школе, организуя комплексную коррекционную работу и т. д. Во-первых, для осуществления этой задачи важно приучить детей к элементарным навыкам самообслуживания, во-вторых, создать условия для эстетического воспитания детей в социуме.

Для ребенка предшкольного возраста эстетическое воспитание – это способ познания окружающего мира и стимул для интеллектуального развития. У большинства таких детей практически не развита мелкая моторика. Рисуя пальчиками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами материалов, получает новые тактильные ощущения, развивает мелкую моторику, интеллект и речь.

Современные ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»

(М. М. Кольцова)

Человеческая рука – это очень сложный «механизм». С помощью хорошо развитых пальчиков дети не только учатся красиво писать, мастерить поделки, раскрашивать, рисовать, но и учатся воспринимать красоту всего, что сделали своими руками, удивляются, радуются, стремятся выполнить работу аккуратно, старательно, добросовестно. Задачей взрослых является обратить внимание ребенка на красоту окружающего мира. В результате одним из условий интеллектуального развития детей с речевыми нарушениями является эстетического воспитание.

Эстетическое воспитание направлено на формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе и искусстве. В педагогической науке разработаны различные подходы к использованию искусства как средства развития и коррекции: артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений речи у детей (Т. А. Добровольская, В.В. Егорычев, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова и др.); логопедическая как средство коррекции речевых нарушений (Г. А. Волкова, В.А. Гринер, Е.А Кузнецова, Н.А. Рычкова и др.) [1].

Приобщение к искусству развивает эмоциональную сферу и сферу общения ребенка, помогает тренировать участки мозга отвечающие за речь, зрение и физическую активность. Для этого в рамках коррекционно-воспитательной работы проводятся такие мероприятия, как посещение кукольного театра, беседы о праздниках, прослушивание и обсуждение сказок и стихов, посвященных различным тематикам, рисование и лепка. Также очень важна эстетика быта в коррекционном учреждении. Это внешний вид педагогов и детей, культура общения, эстетика взаимоотношений, вежливость. Дети специальных (коррекционных) детских садов зачастую воспринимают окружающую красоту и культуру как должное, поэтому необходимо обращать внимание детей на грамотную речь, красивый почерк, аккуратное раскрашивание, рисование, разнообразие цветов, успешную поделку, правильную посадку за столом, четкое выполнение инструкций, художественный вкус и т. д. Такие аспекты будут способствовать интеллектуальному развитию детей с речевыми нарушениями в условиях эстетического воспитания.

Г.В. Чиркина указывает что, основными особенностями формирования эстетических качеств детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы в формировании эстетических качеств эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие эстетических качеств [5].

Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой важнейшее направление развития детей предшкольного возраста, их речевом развитии, их социализации. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, дети предшкольного возраста с речевыми и интеллектуальными нарушениями способны постепенно, преодолеть трудности адаптации к социуму, преодолеть трудности речевого, эстетического и интеллектуального развития, выровнять стартовые возможности своего развития с возможностями развития здоровых детей, не имеющих речевых нарушений.

Список литературы

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
  2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999. 678 с.
  3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
  4. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. – 240
  5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 221 с.
Просмотров: 661
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Силяева Галина Борисовна. Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Мамойко Галина Николаевна. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь