Силяева Галина Борисовна. Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.

Современные технологии для совершенствования развития детей с нарушениями речи.

  • Силяева Галина Борисовна учитель-логопед МБДОУ № 6
  • Пономаренко Кристина Юрьевна Воспитатель МБДОУ № 6
  • Михеева Анна Викторовна Воспитатель МБДОУ № 6

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.

Детский сад № 6 г. Южно-Сахалинска является садом компенсирующего вида для детей с нарушением речи.

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 55 % детей в РФ с нарушением речи. У детей дошкольного возраста наиболее часто отмечаются тяжёлые речевые нарушения, среди которых ЗРР (задержка речевого развития) составляет 9 %, ОНР (общее недоразвитие речи) — 28, 6 %, заикание — 9,2 %, различные формы дизартрии — 14, 5 %, нарушение звукопроизношения — 69%.

 

Скачать конспект

Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

  • замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов
  • ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости
  • нарушение памяти, внимания, восприятия
  • слабость познавательных способностей и интересов
  • несформированность творческой продуктивности
  • низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.

Приоритетными направлениями в деятельности дошкольного учреждения является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

С 2015 года на базе детского сада действует Региональная инновационная площадка по теме: «Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста»

Главным аспектом коррекционно-оздоровительной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:

  • на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом
  • на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.

В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: учителя-логопеды, педагоги, медицинский персонал, инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, фоно-логоритмика, для профилактики нарушений зрения используются офтальмотренажёры).

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционной и оздоровительной деятельностью. Коррекция — это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционно-оздоровительном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий.

Благодаря спонсорской деятельности, которую осуществляет Сахалинская Энергия через конкурсы грантовых проектов, нами были закуплены два комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко», «Буквы, цифры, цвет» и волновой тренажер Агашина, так как проект дошкольного образовательного учреждения № 6 «Тимокко — коррекция и развитие» победил.

Программное обеспечение каждого тренажёра с видеобиоуправлением включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к оздоровительной и познавательной деятельности в весёлой и интересной форме. Работая на тренажёре, ребёнок с помощью датчиков — перчаток устанавливает контакт с руками мультяшной обезьянки Тимокко.

Осуществляются совместные движения рук ребёнка и обезьянки. Обезьянка самостоятельно действовать не может. Например, ребёнок с помощью рук обезьянки собирает падающие фрукты и раскладывает их по тарелкам. Он может действовать двумя руками или каждой рукой изолированно. На тренажёре можно рисовать правой или левой рукой или двумя руками одновременно один рисунок, например, бабочку, прорисовывая каждую сторону соответствующей рукой, что способствует развитию мозга и межполушарному взаимодействию.

При работе на тренажёрах дети активно действуют и самостоятельно принимают решения по ходу игры. Функция биологической обратной связи, которая заложена в тренажёрах, способствует тому, что воспитанники самостоятельно контролируют свои действия при выполнении двигательных упражнений, им не требуется контроль со стороны взрослых. И самое главное, дети во время работы на тренажёрах подвижны, а не сидят за столом: они имеют возможность двигаться. Если перевести изображение с монитора компьютера на поверхность интерактивной доски, тогда коррекция будет наиболее эффективной: увеличивается диапазон движений, движения рук становятся наиболее точными, и усиливается контроль за движениями. Данные комплексы, с целью коррекции, могут эффективно применяться при работе с детьми с различными нарушениями здоровья.

Решаемые задачи при работе на тренажёрах:

  • профилактика нарушений осанки;
  • обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности;
  • улучшение памяти, повышение скорости реакции;
  • развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно;
  • укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук;
  • тренировка на увеличение диапазона движений;
  • освоение новых движений и моделей взаимодействия;
  • обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве;
  • развитие координации движений;
  • улучшение эмоционально – психического состояния детей.

Кроме комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко» были закуплены волновые биомеханические тренажёры Агашина.

Тренажер представляет собой полимерный корпус, внутри которого имеется груз, расположенный между двух пружин, специально подобранных по частотным характеристикам. Масса тренажера 0.3 кг.

Принцип действия: встряхивание тренажера запускает биомеханическую волну, которая распространяется по всему телу.

Механическая волна организует биомеханически необходимое ритмичное движение внутри самого человека, при этом активизируются и стимулируются все жизненно-важные системы и органы человека.

Биомеханические упражнения, выполняемые за счет собственных двигательных действий человека в диапазоне частот, природных и естественных для его организма, являются основой волновой гимнастики. Биомеханические волновые упражнения обеспечивают механизм и высокий эффект лечебно-оздоровительного воздействия за счет стимулирующего действия их на нервные окончания, сосуды и капилляры, мышцы и органы каждого занимающегося за короткое время занятий. Упражнения с «Тренажером Агашина» позволяют простыми естественными движениями с минимальными усилиями легко и ритмично, 2-5 раз в секунду, вызвать ответные легкие волновые сокращения почти всей скелетной мускулатуры в режиме смены напряжения и расслабления, что гармонизирует и нормализует состояние систем и органов человека. При каждом движении рук, ног или корпуса создается механическая волна напряжения-расслабления, ощутимая во всех звеньях тела, мягко воздействующая на все ткани организма. «Тренажер Агашина» успешно способствует психофизиологическому восстановлению и отдыху, профилактике искривления позвоночника, остеохондроза, применим для детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными двигательными и умственными возможностями.

Тренажёр предназначен для безлекарственного лечения и профилактики заболеваний:

  • сердечно-сосудистой,
  • нервно-мышечной,
  • дыхательной систем,
  • опорно-двигательного аппарате.
  • волновой массаж скелетной мускулатуры;
  • массаж кровеносных и лимфатических сосудов;
  • активацию работы периферической и центральной нервной систем;
  • разгрузку сердца и нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;
  • укрепление связок и суставных сумок;
  • нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после болезней.

Таким образом, внедрение в коррекционно-оздоровительный процесс современных технологий способствует:

  • проявлению у детей положительных психологических качеств и показателей, где ключевым является уровень речевого развития;
  • раскрытию резервных возможностей детей;
  • совершенствованию коммуникативных умений и навыков, речемыслительных процессов у детей с нарушениями речи;
  • профилактике и преодолению негативных тенденций в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Просмотров: 538
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Кузнецова Вера Николаевна. Укрепление здоровья и развитие речи у дошкольников при использовании здоровьесберегающих технологий
  • Световая Марина Игоревна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи «Страна Изобразительного искусства»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь