Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из

Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)

  • Соколова Светлана Евгеньевна Учитель-логопед
  • Волчкова Марина Васильевна Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская обл. г.Озерск

«Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Э. Жак Далькроз

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму.

 

Скачать конспект

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон.

Дети, находящиеся в массовом детском саду, не всегда имеют норму речевого развития. Поэтому данная программа помогает реализовать речевой потенциал детей, имеющих отклонения в речи в условиях не ДОУ компенсирущего вида, а общеобразовательного детского дошкольного учреждения.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, над фонопедией, фонематическим слухом, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

За время работы кружка укрепляются взаимодействия педагогов — специалистов: музыкального руководителя и логопеда.

Цель и задачи программы кружка

Цель кружка:

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи кружка:

  1. Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
  2. Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
  3. Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
  4. Развить слухового внимания и памяти.
  5. Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  6. Развить мелодико — интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.
  7. Укреплять костно — мышечный аппарат.
  8. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  9. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  10. Развивать коммуникативные способности, творческое использование музыкально — ритмических впечатлений в повседневной жизни.
  11. Развивать способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно — творческие способности.
  12. Использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.
  13. Использование наглядного материала:
  • иллюстрации и репродукции.
  • малые скульптурные формы.
  • дидактический материал.
  • игровые атрибуты.
  • музыкальные инструменты.
  • аудио — видеоматериалы.
  • живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
  • коврики для проведения релаксации.
  • техническое оснащение занятий.

Содержание коррекционной работы

В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей (интеграцией образовательных областей), а также с возрастными особенностями развития детей.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Познавательное и речевое развитие: познавательно-исследовательская, коммуникативная (НОД, наблюдения, беседы, игры).

Социально-коммуникативное развитие: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая (используются дидактические, сюжетно — ролевые игры; разучиваются различные танцы), овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, с использованием подвижных и речевых игр.

Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическое развитие: двигательная (проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия), познавательно-исследовательская (используются артикуляционные, пальчиковые гимнастики, фонопедические упражнения, самомассаж).

Планируемые результаты освоения программы логоритмического кружка

В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:

  1. Овладевать правильным произношением.
  2. Употреблять певческие данные и речевое дыхание.
  3. Применять в речи выразительность, уметь слышать и запоминать, а также иметь чувство ритма, ритмодекламировать.
  4. Применять умение ориентироваться в пространстве.
  5. Позитивно себя ощущать.
  6. Пользоваться словотворчеством и оформлять речевое высказывание, владея правильным звуко-слоговым оформлением речи.
  7. Реагировать на цветовую гамму.
  8. Уметь пользоваться самомассажем.
  9. Управлять мышечно-двигательным и координационным тренингом.
  10. Иметь воображение и ассоциативно-образное мышление.

У детей во время логоритмической деятельности решаются несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно во время совместной логоритмической деятельности демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы. Оно позволяет на самом раннем этапе детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникактивных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.

Формы, способы, методы и средства реализации программы

На занятиях логоритмикой формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно — тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально — шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16), Федеральный государственный образовательный стандарт от 01 января 2014 г., где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. Рекомендуется проводить в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий для детей старшей группы до 30 минут. Тема кружка берется на 1 занятие.

Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагогов можно заменять музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие, в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и непосредственно- образовательной деятельности по рисованию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Кружок по «логоритмике» хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Формы работы: кружок проводится в музыкальном зале в первую половину дня с подгруппой детей 10-12 человек.

Материал и оборудование, необходимые для проведения кружка

  • Различные музыкальные диски, записи мелодий и песен;
  • Фортепиано;
  • Иллюстрации по лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, деревья и т.д);
  • Атрибуты, реквизиты к сказкам (маски, ободки и пр.);
  • Пиктограммы разных эмоций;
  • Платки, цветы, кленовые листочки и пр.;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Шапочки: петушок, кошечка, собачка, белочка, ежик, колпак и борода Деда Мороза и др.;
  • Магнитный мольберт или доска, картинки к данным занятиям;
  • Мягкие игрушки;
  • Коврики для проведения упражнений, релаксации.

Перспективно-тематический план

Задачи:

1. Оздоровительные:

  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного дыхания;
  • формирование чувства равновесия и т.д.

2. Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков,
  • формирование пространственных представлений,
  • формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
  • развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.

3. Воспитательные:

  • воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.

4. Коррекционные:

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • развитие пространственногопраксиса, гнозиса;
  • систематическая работа по развитию психологической базы речи;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Структура непосредственно-образовательной деятельности логоритмического кружка

  1. Вводная часть длится 3-7 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
  2. Основная часть занимает 10-16 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  3. Заключительная часть занимает 2-7 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Список используемой литературы

  1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений» — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с. — (Коррекционная педагогика).
  2. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» — М.: Мозаика-Синтез, 2006
  4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2008
  5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. Лапшина А.Е. «Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации)» — Красноярск, 1997
  8. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей аботы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Просмотров: 756
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Татьяна Коваленко. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь