Внедрение высоких технологий, инноваций в развитие науки, предприятия, государственные структуры все это диктует свои условия на мировом рынке. Эти новшества не обошли и образование. В Российской Федерации на сегодняшний момент происходят существенные изменения в образовании. Эти новшества коренным образом затронули и систему дошкольного образования. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) продиктовано временем в первую очередь необходимостью подготовки детей к жизни с использованием современных технологий. ФГОС ДО дает нам четкие инструкции и направляет в создании благоприятных и комфортных условий для развития детей согласно их возрастных и индивидуальных особенностей. Стандарт указывает на личностно-ориентированный подход к детям для сохранения самоценности дошкольного детства. В стандарте четко видны требования на ориентацию индивидуальных способностей детей при выполнении образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее РППС ДО) часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. д.), материалами, инвентарем, оборудованием, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного периода, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
Исходя из требований ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях
- вариативность развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; [5]
Если рассматривать развивающую предметно-пространственную среду в каждом ДОО то видно что она имеет свойства открытой системы а также выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функцию. Так же необходимо помнить о том что, РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- доступной
- безопасной.
На самом деле в образовательных учреждениях хотелось бы организовать методическую работу так, чтобы каждый педагог понимал требования ФГОС ДО, мог владеть научно-исследовательской деятельностью. Принималось бы им все это естественно, а не как принудительная обязанность. Любой руководитель хотел бы видеть свой коллектив, полон идей и инноваций, нацеленный на создание любимого общего дела. Только грамотно организованное, методически выстроенное сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО только это способствует обеспечению образования выйти на новый качественный уровень ее работы. Таким образом ФГОС ДО продиктовал необходимость современного подхода к методической работе в ДОО. Методическое обеспечение является одним из звеньев в качественном освоении стандарта нового поколения. Все эти размышления касаются необходимости обновления содержания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Художественная и эстетическая культура являются неотемлемой частью духовного облика личности. Чтобы обеспечить результат художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддерживать в детях постоянный интерес и увлекать народной культурой, разнообразными видами и жанрами искусства, окружающим миром, поддерживать желание выражать свои чувства ярким видением интересного и прекрасного мира. Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.
В Федеральном государственном стандарте четко прописано: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Цель художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников приобщение к культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру. Художественно-эстетическое развитие рассматривается как средство формирования выразительной речи, художественного вкуса, поэтического и музыкального слуха. В настоящее время в этой области решается более широкий спектр задач. Обновление задач в этой области требует и обновления всего подхода к образованию. Педагогическая и методическая работа происходит в непрерывающемся процессе совершенствования мастерства в каждом педагоге.
Стандарт ФГОС ДО направлен на то, чтобы ребенок заинтересовался творчеством, захотел самостоятельно познавать и добывать знания. ФГОС ДО направлен на поддержку программ по формированию личности ребенка как представителя современного мира. Для этого нужно не только совершенствоваться самому педагогу но и совершенствовать предметно пространственную среду в которой ребенок будет добывать свои знания.
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходимо спроектировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически правильным и грамотным.
В данной образовательной области решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых активизирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности. А именно:
- развитие художественно-эстетических способностей: развитие творческого потенциала ребенка, образного и ассоциативного мышления, умение изобразительного и художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений
- формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами ребенок мог выразить себя, свои эмоции и чувства, а так же настроения и переживания
- развитие у дошкольника точки зрения активного участника, «творца» собственных произведений
- становление эстетического чувства к окружающему миру
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- побуждение сопереживания персонажам художественных произведений
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Создание предметно-пространственной среды требует обогащение психолого-педагогических условий. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Выстраивать работу в рамках художественно-эстетической области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой. Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество.
Необходимо оборудовать предметно-пространственную среду (краски, карандаши, пластилин, атрибуты костюмов, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.). Культурная же среда, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. Знакомить детей с культурным наследием, достопримечательностями, важными тематическими культурными событиями в жизни страны, региона, города, посёлка. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Очень важна эстетика, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунки детей могут оформить стены и т. д.). [4]
Для развития творчества важно создавать игровые проблемные ситуации, стимулировать детей к самостоятельной работе, развивать способность применять постигнувшее в новых условиях, в свободной изменчивой форме.
Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и развивающие художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности.
Очень важным является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания, а также обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. [3]
Приобщать к работе родителей; посещать выставки, концерты, экспозиции; если возможно, включать в программу региональную специфику (народное декоративно-прикладное искусство). Создавать самим мини-выставки с образцами творчества дошкольников.
На данном этапе очень важно иметь необходимый запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.
Принципы ППС: обогащение сенсорного чувства опыта, культурного обогащения содержания изобразительной деятельности в соответствии с познанием особенностей детей разного возраста, принцип эстетического ориентирования общечеловеческими ценностями, эстетизации ППС и быта в целом.
Исходя из принципов педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей, необходим индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей. Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка. Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов. Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.
Средства осуществления организации ППС. Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающей действительности и природы в целом, например тематические прогулки посвященные временам года с использованием музыкального сопровождения, репродукций картин данной тематике. Взаимодействие с миром искусства, через приобщение и знакомство с прекрасным. Материальное обеспечение, конечно же тоже играет немаловажную роль организации ППС. [1]
Необходимо очень бережно относится как к самому процессу, так и к результату детской деятельности. Для дошкольника важна сама творческая атмосфера, мотивация в выполнении задания. Детей важно приобщать и знакомить с творчеством. Использовать виды художественно-творческой деятельности доступные для данного возраста. И конечно же педагог обязан активно вести свою педагогическую деятельность, внедряя новинки инновации.
Формы педагогической работы в художественно-эстетическом развитии глубоки и многогранны. Здесь все зависит насколько, педагог грамотен и творчески разносторонен. В своей деятельности он может использовать не только обычные занятия, здесь открывается огромный полет фантазий. На примере таких форм строится его работа:
- организация праздников «Троица», «Иван Купала», «Уральские сказы», «Серебряные узоры», «Святки», «Игрушки забавушки» цель таких праздников приобщение к самобытным истокам русской культуры, ознакомление дошкольников с традициями и корнями своих предков.
- Создавать всевозможные творческие мастерские по интересам. Например: «Ремесленная дедушки Егора», где дети будут знакомиться не только с самими изделиями, но и пытаться создавать их своими руками.
- Выставки, недели творчества, театральные и литературные гостиные, музыкальные салоны в которых дети будут не только получать, но и демонстрировать свои способности.
- Создание музыкальных шкатулок «Царство звуков», рукотворных книг «У Лукоморья», всевозможные «Ярмарки талантов» конечно же все это способствует развитию художественно-эстетическом восприятию личности ребенка.
- Театральные представления «В гостях у сказки», всевозможные игры – забавы «У истоков», музыкальная игра «Веселые нотки» все это позволяет развивать и обогащать ребенка. Особый интерес вызывают нетрадиционные формы работы такие разновидности аппликации как:
- обрывная мозаика «Котенок» такой способ подходит для того, чтобы передать фактуру образа (например пушистый котенок)
- искусно скрученная детскими руками узенькая бумага в стиле квилинг «Цветочный город» вполне достойная тема для оригинальных подарков родителям
- модульная мозаика техника в которой образ создается путем наклеивания мелко нарезанной бумаги одинаковых геометрических форм «Насекомые», «Времена года», «Игрушка»
- складывание бумаги в виде «гармошки» вид ленточной аппликации «Подводный мир», «Хризантемы»
- оригами – вид декоративно-прикладного искусства уходящий своими корнями в Древний Китай
- торцевание — техника с использованием гофрированной бумаги, так же интересна детям «Вишенки», «Подсолнухи», «Петушок»
- силуэтная аппликация «Моя сказка», «Животные», «Зимние мотивы» особенно нравятся детям
- «Волшебная ниточка» техника работы с тканью
- тестопластика доставляет детям огромное удовольствие «Бублики», «Медальоны», «Ягодное панно»
- «Лесные истории» с использованием природного материала никогда не оставит детей равнодушными
- «Умелый скульптор» где дети знакомятся со свойствами глины
Все это способствует развитию мелкой моторики рук, а как сказал В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Конечно же, если педагог сам обладает творческим потенциалом, грамотен, то он непременно заинтересует и привьет любовь к прекрасному. Душа ребенка – огонек, который нужно подпитывать, поддерживать и разжигать новыми знаниями. Чтобы они в будущем оберегали достояние своей культуры.
Выбирая формы работы, нужно достаточно четко руководствоваться и методами. Ведь метод в переводе с греческого это «путь, способ достижения к цели», а педагог как корабль, который на своем борту размещает детей доверчивых и любопытных исследователей этого прекрасного мира. Так какими методами пользуется педагог:
- это и методы по источнику передачи информации и характеру ее передачи (наглядные, словесные и практические)
- метод поисковых ситуаций
- информативно-рецептивный метод (рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, рассказы воспитателя и детей)
- репродуктивный метод направлен на многократное повторение ребенком информации или действия, например на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов на предметно-схематическую модель
- проблемный метод, где педагог ставит перед дошкольниками проблему и показывает или мотивирует их для ее решения.
- эвристический метод или частично-поисковый в котором педагог делит перед детьми на части проблемную задачу. На примере дидактических игр, моделирования, эвристических бесед.
- исследовательский метод, этот метод как раз направлен на развитие творческой деятельности. Сюда мы можем отнести всевозможные творческие упражнения, экспериментирование, метод проектов. [2]
Методы обучения отличаются друг от друга и по характеру познавательной деятельности, и по особенности организации.
Какой же результат мы получим в итоге, если наша среда будет выстроена таким образом, чтобы соответствовать новым федеральным стандартам. В результате ребенок приобретает умения и навыки передавать впечатления с помощью выразительных образов. Происходит восприятие и обогащение сенсорного опыта. Мы увидим у него проявление активности восприятия прекрасного в искусстве и окружающей действительности. Он приобретет возможность использования всевозможных разнообразных технологий и средств при передачи художественных образов. Внедрение ФГОС дает нам возможность более обширно подойти к организации пространственной среды так, как четко прописывает все требования предъявляемые к работе ДОО в целом.
Список используемой литературы:
- Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. — № 3. — 2015. — с.41-43.
- Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик и воспитания обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения /Под ред. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
- Левина Л. Э., Курашинова С. Г. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: http: //e-koncept. ru/2016/56838. htm.
- Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Родионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М.: Федеральный институт развития образования. 2014. — 96
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт. –
|