Доклад «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-изобразительной деятельности»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Подготовила воспитатель Халикова Е.В.
«Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение» В.А. Сухомлинский
Прививать ребенку любовь к художественно-изобразительной деятельности – значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.
Занимаясь данной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание к окружающему миру и эмоциональное отношение к нему в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, воображение и речь, а также внимание, память; развивать тактильное восприятие, сенсорное ощущение, восприятие: чувства цвета, ритма, развитие творческих способностей в рисовании и лепке; обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
В сфере развития изобразительной и творческой деятельности детей дошкольного возраста перед педагогами, специалистами и родителями стоят общие задачи: формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его; формирование художественно-образных представлений и мышления; эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и отношения к окружающему миру;
Необходимо создать ребенку условия для изобразительной деятельности: выделить место для рисования, лепки, подобрать необходимый материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, карандаши и др.). Важно понять, какой материал ребенок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов.
Покажите ему некоторые приемы. (Например, размазывание акварели, создание новых оттенков, цветов).
Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т.е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, быть доступным и удобным для использования. Так, самым маленьким удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать тонкие кисточки.
Детей следует познакомить с основными приемами работы с различными материалами, дать им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу, чтобы была свобода действий для рисующих рядом. Один ребенок выберет карандаш, другой захочет мелок, третий — сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.
Дети чаще всего рисуют то, что хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится ребенку, что у него лучше всего получается. Попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства художественной выразительности. ( «Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку?», «Почему выбрал этот цвет?» и пр.) вопросы заставляют малыша задуматься, перейти к сознательному отбору характерных признаков персонажа.
Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке, в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.
Желательно придумывать цели рисования (например: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, картину для украшения групповой комнаты).
Пробуждая интерес детей к лепке из пластилина, глины, теста, помогает им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для раскрашивания хорошо иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.). В процессе обучения с ними дети овладевают приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой вплетаются в игровые сюжеты, а изготовленные предметы и фигурки могут быть использованы для различных игр (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.).
При подготовке к изобразительной деятельности следует поддерживать интерес ребенка к материалу, его инициативу, стремление что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств, замысла. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослые должны предоставить им возможность действовать самостоятельно, не навязывать всей группе и каждому ребенку одно и то же занятие или игру.
Проведение занятий и игр лучше осуществлять, используя комплексно различные виды художественной деятельности; например, рисовать под музыку или стихи; лепить персонажи сказок, затем обыгрывать их.
Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя отбирать рисунки и поделки без разрешения малыша, лучше попросить его нарисовать (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу, родителям, другому ребенку. Желательно, чтобы все детские работы (а не только самые лучшие) экспонировались, предварительно договорившись с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Петя нарисовал красивую рыбку, а Катя — замечательный цветок...» и т.п. Такое отношение взрослых способствует развитию у детей положительного самоощущения, стимулирует их творческие проявления, порождает чувство гордости за достигнутое.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Образовательная область «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация»
- «Музыка»
- «Познание» (формирование целостной картины мира)
- «Труд»
Главными условиями организации художественно-изобразительной деятельности являются формирование игровой мотивации, а также заинтересованность и инициативность самого ребенка. Для того чтобы у детей возникло желание участвовать в творческом процессе как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип золотой середины, – важно сохранять баланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким образом, чтобы он сам захотел исследовать и изучать ее.
Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.
Литература:
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: /Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 2000.
- Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников/ Казакова Т.Г. — М.: Педагогика. 1983.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.. — М.: Мозаика — Синтез. 2012.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева. — М.: Просвещение, 1985.
|