Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Еремеева Евгения Николаевна

Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье дается характеристика письменной речи с позиций лингвистики, характеризуются ее отличительные признаки и особенности, функции. Приводится анализ развития письменной речи в онтогенезе. Также письменная речь рассматривается в статье как необходимая составляющая общей культуры педагога дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: речь, письменная речь, норма, орфография, грамматика, пунктуация, педагог дошкольной образовательной организации, воспитатель, письменная речь педагога.

EremeevaEvgeniaNikolaevna

Scientific adviser: Segova Tatiana Dmitrievna

 

Скачать конспект

THE DEVELOPMENT OF WRITTEN LANGUAGE TEACHERS

PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract: the article describes the characteristics of written speech from the standpoint of linguistics, characterized by its distinctive features and functions. The analysis of the development of writing in ontogenesis is given. Also written speech is considered in the article as a necessary component of the General culture of the teacher of preschool educational organization.

Key words: speech, written speech, norm, spelling, grammar, punctuation, teacher of preschool educational organization, educator, teacher"s written speech.

На современном этапе в психологии и лингвистике письменная речь рассматривается как сложная осознанная форма речевой деятельности, имеющую специфические черты сходства и различия в сравнении с другими формами внешней речи.

Письменная речь с позиций лингвистической науки представляет собой речь, графически изображенную на каком-либо носителе (пергаменте, бумаге, бересте, полотне или какой-либо другой поверхности) с помощью специальных письменных знаков, или графем. Специфика использования письменной формы речи состоит в том, что применение данной формы речи позволяет пишущему обдуманно осуществлять отбор языковых средств, поэтапно строить высказывание, вносить коррективы и тем самым совершенствовать текст. Это способствует формированию и использованию в письменной речи более сложных синтаксических конструкций по сравнению с устной, ее большей логичности, высокой нормативности речи, последовательности, связности изложения [9, с. 286].

Для письменной речи также характерны такие свойства, как строгое соблюдение речевых норм, преобладание лексики книжного стиля, преобладание сложных, осложненных и распространенных предложений над простыми, отсутствие невербальных компонентов (жестов, мимики, пантомимики) [2, с. 30].

Письменная речь служит средством коммуникации во всех функцио-нальных сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (постановления, договоры, указы, заявления и пр.), публицистической (статьи в периодических изданиях), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма) [9, с. 286].

Важными особенностями письменной речи (по сравнению с устной речью) являются: ясность и четкость, правильность построения предложений, их распространенность (наличие однородных и второстепенных членов, вводных и вставных конструкций и т.д.). Вышеперечисленные факторы обусловлены специфическими условиями использования письменной речи, наличием достаточного количества времени на ее обдумывание, исправление, дополнение, частое использование сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных), значительное количество причастных и деепри-частных оборотов, преобладание форм третьего лица глаголов, осуществление более строгого отбора лексических и фразеологических средств выразительности (синонимов, антонимов, эмоционально окрашенной лексики, фразеологизмов), наличие собственно книжных слов и фразеологических оборотов [7, с. 513].

Письменная речь состоит из ряда этапов, отсутствующих в устной речи. В частности, письменная речь включает определенный комплекс фонематических процессов (поиск определенных звуков, противопоставление звуков, процесс кодирования звуков в буквы, кодирование букв в слова.

В состав письменной речи (в отличие от устной) также активно вклю-чен лексический уровень (подбор слов, наиболее точно и полно выражающих лексическое значение, выбор из определенного количества лексических альтернатив наиболее оптимального варианта для кодирования смысла текста).

Кроме того, в письменную речь включен синтаксический уровень, протекающий в устной речи автоматически и неосознанно, в письменной речи формирование ее синтаксической стороны является сознательным оперированием синтаксическими и пунктуационными средствами.

В процессе оформления письменной речи пишущий осознанно осуществляет построение фраз с использованием собственных речевых навыков, которые опосредуются в письменном тексте, с обязательным учетом правил морфологии, грамматики и синтаксиса.

Также особенности построения письменной речи заключаются в том, что в ней не используются невербальные средства, характерные для устной речи (жесты, мимика, пантомимика и др.), интонация кодируется лишь от-части посредством использования пунктуационных знаков, просодические компоненты (паузы, ритм, интонация) в письменной речи отсутствуют [3, с. 194].

Для письменной монологической речихарактерны разнообразные формы: доклад, письменное сообщение, письменное выражение мысли посредством рассуждения, письменного повествования, и т. д. Строение письменной речи в вышеперечисленных формах имеет существенные различия по сравнению со строением устной диалогической, так и устной монологической речи.

Письменная монологическая речь представляет собой речь в отсутст-вие адресата, в традиционном варианте ее замысел и мотив определяются особенностями субъекта речевой деятельности. Например, если в качестве мотива письменной речи выступает желание, контакт или требования, то автору текста необходимо мысленно представить как адресата сообщения, так и реакцию собеседника на сообщение.

Специфика письменной речи состоит также в том, что адресат не мо-жет корректировать письмо или чтение созданного текста, процесс контроля над письменной речью обусловлен спецификой интеллектуальной деятельности автора письменной речи [3, с. 191].

Специфика письменной также состоит в том, что для нее не характерно знание предмета речи (отображение ситуации) собеседником, отсутствует контакт отправителя и адресата в рамках совместной деятельности. Также в письменной речи отсутствуют средства паралингвистики (паузы, мимика, жесты, интонация), которые в устной речи размечают семантическое и смысловое пространство.

Функции письменной являются сравнительно широкими, но, вместе с тем, они уже, чем функции устной речи. Основные функции письменной речи — это передача информации на расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и передаваемой информации во времени.

Несмотря на то, что письменная речь возникла и развивалась как специфическая форма отображения содержания устной речи (при помощи специально созданных для этого графем), на современном этапе развития общества она является самостоятельным и во многом самодостаточным видом речевой деятельности людей [10, с. 87].

В психологической науке письменная речь трактуется как сложный психический процесс, включаемый в различных психологических классификациях в речь (речевую деятельность), имеющую разные виды и формы [8, с. 10].

Письменная речь — это сложная произвольная, обладающая опреде-ленной системой психическая деятельность, при осуществлении которой используются различные функциональные и структурные компоненты, а также включаются разнообразные психические функции. В исследованиях, посвященных психологической природе письменной речи подчеркивается ее тесная связь с устной речью, прямая корреляция высокого уровня развития устной речи с высоким уровнем ее письменного воплощения [11, с. 197].

Основу порождения письменной речи составляют три программы действия:

  • написание буквы (графемы);
  • перекодирование звучащего слова в написанное;
  • запись готового предложения.

Письменная речь включает в себя следующие программы:

  • оформление предложения;
  • создание текста [6, с. 55].

Письменная речь — форма речи, связанная с восприятием и оформлением мыслей в графической форме. Она включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: рецептивный (чтение) и продуктивный (письмо). Письменная речь всегда является результатом процесса специально организованного обучения, начинающегося с сознательного овладения разнообразными средствами выражения мысли на письме. На первоначальных этапах формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, подлежащая выражению, сколько различные технические средства написания графем, а в дальнейшем — слов, которые в устной диалогической или монологической речи зачастую не являются предметом осознания.

Процесс письменной речи может быть осуществлен при соблюдении следующих необходимых условий: обобщенные представления звуков определенной системы языка и в то же время устойчивые связи звуков и графем, обозначающих данные звуки. Для носителя языка важно наличие в памяти обобщенных и устойчивых образов-эталонов звуков (по отношению к организации устной речи), а также обобщенных и устойчивых «эталонов» букв, обозначающих соответствующие звуки [8, с. 13].

Письменная речь является универсальным средством осуществления мыслительной аналитико-синтетической деятельности человека. По сравне-нию с устной речью, для нее свойствен более медленный темп, что связано с процессом сознательного оперирования языковыми категориями. При этом для письменной речи характерен полноценный интеллектуальный контроль протекающих операций, что связано с регулярным обращением пишущего к тексту, его корректировкой. Поэтому письменную речь можно назвать необходимым средством отработки и уточнения мыслительного процесса.

Как следствие, письменная речь используется как затем, чтобы пере-дать какое-либо готовое сообщение, так и для того, чтобы создавать его на основе обработки, уточнения и коррекции мысленного содержания, которое передается посредством письменной речи.

Анализ речевой практики выявил, что упражнения, направленные на выражение мысли в форме письменной речи, оказывают позитивное влияние на формирование у пишущего умений ясно, четко и логически аргументированно высказывать мысль. В процессе формирования текста (например, лекции или доклада) осуществляется уточнение, уяснение речевого сообщения, его корректировка с целью подбора наиболее точных, выразительных и контекстуально обусловленных лексических средств. Таким образом, поскольку письменная речь представляет собой работу над формой и способами высказывания, она является важнейшим фактором развития мышления [5, с. 274].

С точки зрения лингвистической науки письменная речь обладает та-ким качеством, как нормативность.

Норма — образ итога определенного речевого и мыслительного действия, сложившийся в языковом сознании индивида или группы. Большинство речевых норм закреплены на подсознательном уровне: их психологическим механизмом является аналогия (действие по образцу). Человек как носитель языка усваивает не столько правила создания письменной речи, сколько сами тексты и при накоплении вычленяет из них стандарт, модель, образец [4, с. 552].

Норма является исторически принятым выбором одной из функционирующих, реально существующих в общественно-языковой практике вариаций. Это единообразное, образцовое, общепринятое употребление в речи средств языка (слов и их форм, словосочетаний, предложений) на определенном этапе развития литературного языка. Норма охватывает все стороны языка и является обязательной как для устной, так и для письменной речи и [2, с. 181].

В языкознании выделяются определенные нормы, которые характерны для письменной речи.

Орфографические нормы представляют собой утвержденную государством научно обоснованную систему правил написания слов.

Грамотная в орфографическом отношении речь не только является показателем языковой культуры человека, но и позволяет людям, принадлежащим к различным национальностями диалектнымгруппам, полноценно общаться на одном языке посредством использования единообразных, одинаковых правил письма.

Пунктуационные нормы — это научно обоснованная система знаков препинания, необходимая в письменном тексте в качестве средства смысло-вого членения речи. Использование пунктуационных знаков позволяет автору текста полнее передать идею, а адресату — вернее его понять.

В сущности, знаки пунктуации являются графическим изображением интонационного рисунка высказывания. Поэтому грамотное письмо подразумевает владение навыками пунктуации, которые формируются в итоге усвоения правил расстановки знаков препинания (пунктограмм) [2, с. 226].

Грамматические нормы — это правила использования морфологиче-ских форм различных частей речи и синтаксических конструкций [2, с. 263].

Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений, которые регулируют способы построения высказывания как в письменной, так и в устной речи.

Общеизвестно, что современные специалисты в области дошкольного образования по роду своей деятельности занимаются оформлением деловых бумаг: технологических карт, отчетов. Зачастую педагоги знакомы с основами делопроизводства, но не владеют в нужной мере культурой деловой письменной речи, что является одним из показателей их недостаточной профессиональной компетентности, что негативно влияет на репутацию дошкольной образовательной организации, которую представляют воспитатели [8, с. 7].

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации практически не ведется работа по совершенствованию письменной речи в сфере профессиональной деятельности воспитателей (выполнение тестов, направленных на выявление уровня владения орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами; написание диктантов (в том числе онлайн) с целью проверки знаний в области русского языка и сформированности умений грамотно излагать свои мысли на бумаге). Поэтому воспитателям приходится совершенствовать свои языковые способности самостоятельно, занимаясь самообразованием.

В настоящее время состояние речевой культуры современных воспитателей дошкольных образовательных организаций не удовлетворяет возрастающим требованиям устного и письменного общения. В письменной форме воспитатели выражают свои мысли однообразно и не всегда грамотно. Для решения данной проблемы необходимо формировать у воспитателей умения и навыки письменной речи, поскольку именно письменная речь помогает закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть системой графических символов языка.

Современное русское правописание базируется на нескольких основ-ных принципах. Среди них ведущими и наиболее общепринятыми считаются: фонетический (фонематический) традиционный и этимологический или морфологический (Л. Р. Зиндер, Л. В. Щерба).

Фонетический принцип, являющийся основой графики. Согласно данному принципу, графема является тождественной слышимой в слове фонеме, независимо от ее позиции в слове (сильной или слабой). Это так называемый принцип «пишется, как слышится», подразумевающий большое количество исключений.

Данный принцип предполагает, что написание звукового облика обо-значаемого слова или морфемы следует осуществлять без учета их словообразовательных связей. Это указывает, что написание должно передавать звуки, находящиеся в слове в слабой позиции, буквами, имеющими тождественное им основное значение.

Фонематический принцип ограничен таким принципами, как морфологический и традиционный.

Морфологический принцип заключается в том, что при написании сохраняется неизменность графического обозначения частей слова (приставок, корней, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом звуки, находящиеся в слабых позициях, связанные отношением позиционного чередования с фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, тождественными фонемам сильных позиций. Именно морфологический принцип является основой большинства орфографических правил русского языка.

Традиционный принцип создает еще один род исключений как из фо-нематического, так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим (так называемые «словарные слова»).

Аналитико-синтетический принцип обучения письму в том виде, как он сложился в России, базируется на нескольких обязательных принципах-условиях, без которых овладение письменной речью невозможно:

  • осознание фонематической структуры слов и овладение навыкам фонематического анализа;
  • полноценное владение слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка;
  • владением синтаксическим членением речевого потока (высказывания) на предложения и слова;
  • владение полным набором звуко-буквенных ассоциаций, т.е. правил символизации фонем русского языка по законам графики;
  • владение базовыми навыками каллиграфии, т.е. полным набором моторных образов-кинем (строчных и прописных) и правил их соединения при безотрывном письме [1, с. 11].

Таким образом, с позиций лингвистики, письменная речь — одна из форм существования языка, обладающая определенными особенностями и функциями. С точки зрения психологии, это сложная по структуре и функ-циональной организации психическая деятельность, включающая в себя ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему. Согласно положениям психолингвистики, письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, тонкую моторику, предметные действия, зрительное, акустическое и пространственное восприятие и др.

Развитие письменной речи в онтогенезе имеет определенные особенности. На ранних этапах овладения письменной речью каждая отдельная его операция является одиночным, осознанным действием. Написание слова подразумевает решение ряда задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой, запомнить ее, написать. По мере развития навыка письменной речи психологическая структура ее меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в целостный сенсомоторный навык, обеспечивающий сложную речемыслительную деятельность — письменную речь.

Письменная речь является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.

Письменная речь характеризуется определёнными нормами. Орфографические нормы регулируют выбор вариантов графического облика слова. Пунктуационные нормы регулируют выбор знаков препинания и их расстановки в тексте. Нормы словоизменения регулируют выбор вариантов морфологической формы слова или вариантов ее сцепления с другими. Нормы синтаксические регулируют выбор вариантов построения словосочетаний и предложений.

Владение грамотной письменной речью — один из показателей общей культуры человека. Воспитатели дошкольных образовательных организаций по роду деятельности регулярно используют письменную речь для оформления различных деловых бумаг, общения с родителями. Поэтому необходима систематическая работа по развитию письменной речи воспитателей

Список литературы

  1. Айнетдинова И. Г., Трубникова Н. М. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) // Специальное образование. — 2008. — № 2. — С. 9 — 17.
  2. Боженкова Р. К. Русский язык и культура речи: учебник. — М: Флинта: Наука, 2011. — 608 с.
  3. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для сту-дентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
  4. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  5. Лурия А. Р. Язык и сознание. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону, 2008. — 320 с.
  6. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графо-моторных навыков // Логопедия. — 2004. — № 1. — С. 54 — 61.
  7. Немченко В. Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. — М.: Дрофа, 2008. — 703 с.
  8. Сербиновская Н. В. Психолингвистика. Исследование и психологическая коррекция письменной речи: учебное пособие. — Южный федеральный университет; Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. — Ростов-на-Дону: ЮФУ; ЮРГУЭС, 2011. — 107 с.
  9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. — М.: Флинта, 2003. — 696 с.
  10. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988. — 207 с.

Источники из интернета:

11. Горбунова Е. Н. Исследование письменной речи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. —№ 7. — С. 194 — 197 [Электронный ресурс]..

Просмотров: 553
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Денисенко Елена Алексеевна. Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»
  • Пыжова Ирина Олеговна, Норцева Ирина Валентиновна. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь