Денисенко Елена Алексеевна. Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Денисенко Елена Алексеевна Учитель-логопед г.о. Королёв, МБДОУ «Детский сад №25»

Актуальность методической разработки.

Хорошая грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, излагать их на листе бумаги, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

  • Большая распространенность среди учащихся начальной школы нарушений овладения письмом, чтением
  • Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма

Частичное специфическое расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.

 

Для овладения письменной речью существенным фактором является сформированность всех компонентов речевой системы. Если у ребенка нарушена лексико-грамматическая сторона речи, фонематическая сторона или звукопроизношение, а так же не сформирована произвольная моторика, чувство ритма, то он автоматически попадает в группу риска по нарушению письменной речи.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из важнейших задач в работе учителя-логопеда является систематическое проведение необходимой профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Очевидно, что формирование операции письма у дошкольника с наибольшей эффективностью необходимо осуществлять через игру, через сюжетные и предметные изображения, наглядные лабиринты, действия с мячом и хлопками, звуковые схемы, ориентировку на плоскости и в схеме тела. Таким образом, в ходе игровой деятельности формируются навыки письма без тетради и ручки. Кроме того, использование на занятии игровых моментов дает заряд положительных эмоций, развивает мыслительную активность ребенка, снижает утомляемость во время занятий, служит решению многих логопедических задач.

Ниже представлены методические рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма. Логопедическая работа даст наибольший положительный результат, только при совместном взаимодействии всех участников образовательного процесса — учителя-логопеда, родителей, педагогов ДОУ.

Цель методической разработки

Выявить предпосылки нарушений письменной речи среди детей группы компенсирующей направленности и разработать методические рекомендации по профилактике нарушений письма и чтения.

Участники

Дети группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-7 лет), учитель-логопед, родители (законные представители), педагоги-воспитатели ДОУ.

Задачи

  • С помощью игровых приемов воспитывать интерес к родному языку;
  • Развивать речевые и творческие способности детей, пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе;
  • Формировать правильное звукопроизношение;
  • Развивать фонематические процессы, формировать представление о звуко-буквенном составе слова, слоговой структуре слова;
  • Формировать и обогащать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь;
  • Активизировать процессы высших психических функций;
  • Развивать мелкую и общую моторику детей, пространственно-временные ориентиры;
  • Разъяснить родителям, что такое нарушение письменной речи и почему важно в дошкольном периоде провести профилактическую работу;

Формы работы:

  • Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми;
  • Рекомендации родителям, педагогам, для закрепления полученных навыков.

Ожидаемый результат

  • Положительная динамика речевого развития детей группы компенсирующей направленности;
  • Развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
  • Заинтересованность родителей не только в результатах коррекционного процесса, но и в самом процессе;
  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ.

Профилактика акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.

При наличии в речи ребенка звуковых замен необходимо проверить возможность различения им заменяемых в речи звуков на слух. Если такое различение отсутствует, то начинать коррекционно-профилактическую работу нужно с развития у него слуховой дифференциации звуков с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный).

Подчеркнуть разницу в звучании звуков (пример: Ж — жужжит жук; З- звенит комар). Привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции. Указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Ребёнок должен научиться «чувствовать» эти звуки в составе слова, правильно употреблять их в устной речи и письменной речи. Проговариваем с ребёнком слова, предложения, четверостишия, скороговорки, содержащие сначала один из изучаемых звуков, потом оба изучаемых звука.

Профилактика фонематической дисграфии и дислексии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

  1. Узнать звук на фоне слова. «Есть ли звук «Р» в слове робот, луна?
  2. Определить место звука в слове.
  3. Определить, сколько букв, звуков в слове. Охарактеризовать каждый звук в слоге, в слове.
  4. Преобразовать слова: добавляя звук, изменяя один звук слова (цепочки слов), переставляя звуки в слове. МАК – РАК – БАК…
  5. Составить новые слова из букв одного слова;
  6. Найти, какой звук «убежал» из слова? КРОТ — РОТ;
  7. Подбор картинок, к графическим схемам слова. Красные кружки – это гласные звуки, синие кружки – твёрдые согласные, зелёные кружки – мягкие согласные звуки. Взрослый выкладывает схему слова из цветных кружков, а ребёнок показывает картинку к данной схеме;
  8. Узнать слово по отдельно предъявленным звукам, слогам, т.е. синтезировать его. Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? =СЛОН

Анализ предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Умение составлять графическую схему предложения увеличивать количество слов в предложении, выделять из текста предложения с определенным количеством слов.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

Предлагаемые упражнения:

  1. Повторить слово по слогам, посчитать количество слогов, поднять цифру.
  2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
  3. Выделить первые слоги в словах и прочитать новое слово;
  4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;
  5. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (НОК, ЦЫП, ЛЁ; ТОЧ, ЛАС, КА);
  6. Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.

Профилактика оптической дислексии и дисграфии.

Оптическая дисграфия и дислексия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.

Работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти;
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений;
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза;
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Развитие зрительного гнозиса.

  • Назвать предметы по их контурам
  • Назвать недорисованные, перечёркнутые, наложенные друг на друга изображения
  • Определить, что неправильно нарисовал художник
  • Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры)
  • Подобрать фигуры по цвету, форме, величине
  • Дорисовывание симметричных изображений
  • Составление разрезанных на части картинок

- Конструирование фигур из спичек, палочек.

Формирование буквенного гнозиса.

Задания:

  1. Найти букву среди ряда других букв;
  2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
  3. Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
  4. Определить букву в неправильном положении, дописать букву, выделить буквы, наложенные друг на друга;
  5. Найти буквы, «спрятавшиеся» на фоне контурных изображений предметов;
  6. Реконструировать букву: добавляя элементы, уменьшая количество элементов;
  7. Показать правильную букву среди пар, изображённых правильно и зеркально.

Для лучшего усвоения буквы рекомендуется:

  • ощупывание и узнавание рельефных букв, лепка ее из пластилина, обведение контуров, письмо буквы в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв

-уточнение зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом.

Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

При устранении предпосылок оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв.

Пространственная ориентировка включает три вида ориентировок:

  • Ориентировка на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей
  • Ориентировка в окружающем пространстве

- Уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Учитывается последовательность усвоения предлогов в онтогенезе.

Устранение предпосылок аграмматической дислексии и дисграфии

Основным способом профилактики данного вида нарушений является неустанная забота о том, чтобы у ребенка развивались функции словоизменения, формировались навыки словообразования. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения.

Хочется подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.

Список литературы

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 286с.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. – СПб.: Детство-пресс, 2002 – 47c.
  4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992 – 229 с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 – 314 с.
  6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972 – 197 с.
  7. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды / Ред. — сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил.
  8. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. -208 с.
Просмотров: 367
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Шардакова Наталья Владимировна. Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь