Денисенко Елена Алексеевна Учитель-логопед г.о. Королёв, МБДОУ «Детский сад №25»
Актуальность методической разработки.
Хорошая грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, излагать их на листе бумаги, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
- Большая распространенность среди учащихся начальной школы нарушений овладения письмом, чтением
- Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма
Частичное специфическое расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.
Для овладения письменной речью существенным фактором является сформированность всех компонентов речевой системы. Если у ребенка нарушена лексико-грамматическая сторона речи, фонематическая сторона или звукопроизношение, а так же не сформирована произвольная моторика, чувство ритма, то он автоматически попадает в группу риска по нарушению письменной речи.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из важнейших задач в работе учителя-логопеда является систематическое проведение необходимой профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Очевидно, что формирование операции письма у дошкольника с наибольшей эффективностью необходимо осуществлять через игру, через сюжетные и предметные изображения, наглядные лабиринты, действия с мячом и хлопками, звуковые схемы, ориентировку на плоскости и в схеме тела. Таким образом, в ходе игровой деятельности формируются навыки письма без тетради и ручки. Кроме того, использование на занятии игровых моментов дает заряд положительных эмоций, развивает мыслительную активность ребенка, снижает утомляемость во время занятий, служит решению многих логопедических задач.
Ниже представлены методические рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма. Логопедическая работа даст наибольший положительный результат, только при совместном взаимодействии всех участников образовательного процесса — учителя-логопеда, родителей, педагогов ДОУ.
Цель методической разработки
Выявить предпосылки нарушений письменной речи среди детей группы компенсирующей направленности и разработать методические рекомендации по профилактике нарушений письма и чтения.
Участники
Дети группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-7 лет), учитель-логопед, родители (законные представители), педагоги-воспитатели ДОУ.
Задачи
- С помощью игровых приемов воспитывать интерес к родному языку;
- Развивать речевые и творческие способности детей, пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе;
- Формировать правильное звукопроизношение;
- Развивать фонематические процессы, формировать представление о звуко-буквенном составе слова, слоговой структуре слова;
- Формировать и обогащать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь;
- Активизировать процессы высших психических функций;
- Развивать мелкую и общую моторику детей, пространственно-временные ориентиры;
- Разъяснить родителям, что такое нарушение письменной речи и почему важно в дошкольном периоде провести профилактическую работу;
Формы работы:
- Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми;
- Рекомендации родителям, педагогам, для закрепления полученных навыков.
Ожидаемый результат
- Положительная динамика речевого развития детей группы компенсирующей направленности;
- Развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
- Заинтересованность родителей не только в результатах коррекционного процесса, но и в самом процессе;
- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ.
Профилактика акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.
При наличии в речи ребенка звуковых замен необходимо проверить возможность различения им заменяемых в речи звуков на слух. Если такое различение отсутствует, то начинать коррекционно-профилактическую работу нужно с развития у него слуховой дифференциации звуков с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный).
Подчеркнуть разницу в звучании звуков (пример: Ж — жужжит жук; З- звенит комар). Привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции. Указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.
Ребёнок должен научиться «чувствовать» эти звуки в составе слова, правильно употреблять их в устной речи и письменной речи. Проговариваем с ребёнком слова, предложения, четверостишия, скороговорки, содержащие сначала один из изучаемых звуков, потом оба изучаемых звука.
Профилактика фонематической дисграфии и дислексии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
- Узнать звук на фоне слова. «Есть ли звук «Р» в слове робот, луна?
- Определить место звука в слове.
- Определить, сколько букв, звуков в слове. Охарактеризовать каждый звук в слоге, в слове.
- Преобразовать слова: добавляя звук, изменяя один звук слова (цепочки слов), переставляя звуки в слове. МАК – РАК – БАК…
- Составить новые слова из букв одного слова;
- Найти, какой звук «убежал» из слова? КРОТ — РОТ;
- Подбор картинок, к графическим схемам слова. Красные кружки – это гласные звуки, синие кружки – твёрдые согласные, зелёные кружки – мягкие согласные звуки. Взрослый выкладывает схему слова из цветных кружков, а ребёнок показывает картинку к данной схеме;
- Узнать слово по отдельно предъявленным звукам, слогам, т.е. синтезировать его. Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? =СЛОН
Анализ предложения.
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Умение составлять графическую схему предложения увеличивать количество слов в предложении, выделять из текста предложения с определенным количеством слов.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
Предлагаемые упражнения:
- Повторить слово по слогам, посчитать количество слогов, поднять цифру.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Выделить первые слоги в словах и прочитать новое слово;
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (НОК, ЦЫП, ЛЁ; ТОЧ, ЛАС, КА);
- Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.
Профилактика оптической дислексии и дисграфии.
Оптическая дисграфия и дислексия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.
Работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти;
- Формирование пространственного восприятия и представлений;
- Развитие зрительного анализа и синтеза;
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
- Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Развитие зрительного гнозиса.
- Назвать предметы по их контурам
- Назвать недорисованные, перечёркнутые, наложенные друг на друга изображения
- Определить, что неправильно нарисовал художник
- Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры)
- Подобрать фигуры по цвету, форме, величине
- Дорисовывание симметричных изображений
- Составление разрезанных на части картинок
- Конструирование фигур из спичек, палочек.
Формирование буквенного гнозиса.
Задания:
- Найти букву среди ряда других букв;
- Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
- Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- Определить букву в неправильном положении, дописать букву, выделить буквы, наложенные друг на друга;
- Найти буквы, «спрятавшиеся» на фоне контурных изображений предметов;
- Реконструировать букву: добавляя элементы, уменьшая количество элементов;
- Показать правильную букву среди пар, изображённых правильно и зеркально.
Для лучшего усвоения буквы рекомендуется:
- ощупывание и узнавание рельефных букв, лепка ее из пластилина, обведение контуров, письмо буквы в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв
-уточнение зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом.
Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
При устранении предпосылок оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв.
Пространственная ориентировка включает три вида ориентировок:
- Ориентировка на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей
- Ориентировка в окружающем пространстве
- Уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Учитывается последовательность усвоения предлогов в онтогенезе.
Устранение предпосылок аграмматической дислексии и дисграфии
Основным способом профилактики данного вида нарушений является неустанная забота о том, чтобы у ребенка развивались функции словоизменения, формировались навыки словообразования. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения.
Хочется подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.
Список литературы
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 286с.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. – СПб.: Детство-пресс, 2002 – 47c.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992 – 229 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 – 314 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972 – 197 с.
- Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды / Ред. — сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. -208 с.
|