Речь ребенка развивается в единстве с формированием его личности, мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции и умения, а значит, совершенствуется речь.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что мир, окружающий человека, это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Начав свою работу, я убедилась в том, что речь людей находится на низком речевом уровне. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.
Многие дети не могли построить правильно грамматическую фразу, в речи детей наблюдались ярко выраженные аграмматизмы.
Помимо сильных речевых нарушений, дети моей группы отличались нарушением психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, логического мышления. Поэтому у детей отсутствовала тесная взаимосвязь речевого и умственного развития, которая является основой для овладения детьми навыками связного высказывания.
Свою коррекционную работу по развитию речи при ознакомлении детей с природой я старалась проводить полноценно и систематически в определенной последовательности, сочетая новое с уже знакомым, развивая понимание речи, стимулируя собственную речевую активность детей и логическое мышление.
Я разработала структуру этапов коррекционной работы.
1. Подготовительный этап (предварительная работа).
а) Параллельное развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речевого развития; понимание речи, словарной работы, классификация предметов, усвоение лексико-грамматических категорий языка.
б) Работа с фразой, текстом.
2. Основной этап. Формирование логической речи на занятиях при обучении составлению:
- рассказов повествований (память)
- пересказа текста (память, мышление)
- рассказы рассуждения (все психические процессы).
3. Закрепление навыков связного высказывания.
В подготовительный этап структуры коррекционной работы, мною были включены задачи познавательного и психологического характера. Большое значение на этом этапе имеют наблюдения. Умения наблюдать вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения предметов во время экскурсий, целевых прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях. В обучении наблюдению: умение видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, протекающие с отдельными явлениями огромную роль играет речь взрослых, так как без помощи взрослого ребенок сам не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. При наблюдении использовала вопросы и указания, проводила рассматривание обследование объектов в определенной последовательности. Планируя экскурсию или целевую прогулку, выбирала объект для наблюдений, составила план проведения наблюдений, заранее намечала вопросы, беседы, сопровождающие
наблюдения, определяла, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.
Готовясь к проведению экскурсии, заранее намечала работу по обогащению и активизации словаря детей. Во время экскурсий и наблюдений всегда акцентировала внимание детей на новых для них словах, старалась так ставить вопросы, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова, или знакомые слова в новом для них значений.
Уточняя высказывания детей, следила за использованием разнообразных определений, обобщающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического строя речи. Например, на вопрос: «Кошка какая?» (мягкая, пушистая, большая, рыжая) Трудности в таких задания испытывали дети Петя, Вероника, Илья, особенно в начале обучения.
В процессе экскурсий и наблюдений старалась так организовать рассматривание объектов или явлений, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность. Например: задание собирать опавшие листья дети обычно выполняют без интереса. В тоже время задание найти среди листьев самые большие и самые маленькие листья клена и сложить их чередуя по величине (большой — маленький), оказало большое влияние даже на малоактивных детей Диму и Рому. Такие задания несут развивающее влияние, так как заставляют ребенка думать, рассуждать, приходить к определенным выводам.
Таким практическим работам детей отводила значительное время. К примеру, экскурсия в парк ранней осенью, имеющая цель познакомить детей с деревьями, была организована мною следующим образом. До выхода на экскурсию я проводила с детьми беседу. При ознакомлении с 2-3 видами деревьев привлекала внимание детей к отдельным частям этих деревьев, показывая листок, предлагала найти такие же листья.
Для активизации познавательной деятельности детей использовала в своей работе дидактические игры. Так, при изучении темы «Деревья», предлагала детям игру «Подбери листок», «Найди дерево по описанию».
Во время наблюдения за цветами при изучении темы «Цветы» организовала с детьми игру «Садовник». Данная игра позволяла не только уточнить знания детей об отличительных признаках растений, но и припомнить, какими словами называл воспитатель те или иные признаки при описании цветка. Игровой интерес детей Коли, Антона усиливала введением элементов соревнования: «Кто больше? Кто быстрее?»
Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических заданий вызывали у ребят познавательный интерес, что является основой развития наблюдательности.
Знания, полученные детьми в ходе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок углублялись и обобщались на последующих занятиях.
Во время итоговых бесед особое внимание уделяла методике проведения беседы по вопросу. Формулировкой вопроса старалась заинтересовать даже крайне пассивных детей: Никиту, Олега и в большинстве случаев это получалось, так как я старалась чередовать вопросы: среди трудных вопросов задавала детям и легкие, а также всегда опиралась на накопленный детьми во время наблюдений словарь.
Достаточно богатый и разнообразный словарь — основа развития связной речи, состоящей из правильно построенных предложений. Опираясь на конкретно — образное мышление детей предложения сначала составляли об овощах, фруктах, животных и т.д.
Образец воспитателя в это время был на первом месте. Например: «Это яблоко. Оно круглое, румяное, ароматное, растет на дереве в саду. Его кушают». Я старалась, чтобы были задействованы все анализаторы
С таких рассказов — описаний я начинала работу и в старшей группе. При рассказах — описаниях важно, чтобы дети описали предмет полно и последовательно. В этом мне очень помогали схемы. Очень трудно обучение давалось Илье, Олегу, Никите.
Рассматривание картин, побуждает ребенка к речевой активности. Картина доступна ребенку, если научить его видеть и понимать главное.
В обучении детей рассказыванию по картине сначала ставила себе задачу пополнить словарь детей во время наблюдений в природе, активизироваться, научить их рассматривать картинку и отвечать на вопросы, а потом уже самостоятельно составлять рассказы.
При рассматривании картины главное было поставить вопрос так, чтобы он заставил задуматься и решать поставленную задачу: «Что делает собака? Самое сложное, но важное для ребенка вопросы: «Отчего птичка грустить?» в течение года, с детьми рассмотрели картины: «Ежи», «Зайцы», «Лисица», «Грачи прилетели» и другие.
В начале трудно было детям Пете, Веронике, Никите, но постепенно речь детей стала приходить в норму, речевая активность детей значительно увеличилась. Значительное место при обучении детей занимали знания по пересказу произведений. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение углубляется умение строить предложения и текст в целом.
За этот период были проведены занятия по пересказу Толстого «Косточка», Чарушина «Лисята», Катаева «Грибы», Пришвина «Золотой луг» и другие.
Многим детям без зрительного подкрепления было трудно с этой задачей справиться. Я использовала иллюстративное панно, схемы, которые помогали учиться составлять план пересказа. Пересказы с использованием наглядности были доступны всем детям. Лучше получалось у Димы, Леры, Ани, затруднялись Петя, Денис.
Гораздо труднее давались детям рассказы с сюжетным повествованием о природе. В работе с детьми обучала составлению рассказов из личного опыта. Рассказы из личного опыта являются первым этапом творческого рассказывания. Нужно отметить, что, рассказывая о виденном, дети испытывали речевые затруднения, не знали с чего начать, что рассказать. В течение года были проведены занятия «Как мы играем зимой на участке», «Лето» и другие.
Наиболее трудным, но важным является обучению детей составлению творческих рассказов и сказок. Творческое рассказывание играет важную роль в психическом развитии детей. В основе этих рассказов лежит опыт, те знания, которые дети накопили и логическое мышление, без которого построение сюжета невозможно. Поэтому эти рассказы я брала только второй половине года.
Свою работу я проводила при взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя. Вместе с учителем-логопедом был разработан план работы. Таким образом, при взаимодействии всех специалистов работа по развитию речи при ознакомлении детей с природой, которая в итоге дала неплохие результаты.
|