Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой

Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его личности, мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции и умения, а значит, совершенствуется речь.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что мир, окружающий человека, это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

 

Начав свою работу, я убедилась в том, что речь людей находится на низком речевом уровне. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.

Многие дети не могли построить правильно грамматическую фразу, в речи детей наблюдались ярко выраженные аграмматизмы.

Помимо сильных речевых нарушений, дети моей группы отличались нарушением психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, логического мышления. Поэтому у детей отсутствовала тесная взаимосвязь речевого и умственного развития, которая является основой для овладения детьми навыками связного высказывания.

Свою коррекционную работу по развитию речи при ознакомлении детей с природой я старалась проводить полноценно и систематически в определенной последовательности, сочетая новое с уже знакомым, развивая понимание речи, стимулируя собственную речевую активность детей и логическое мышление.

Я разработала структуру этапов коррекционной работы.

1. Подготовительный этап (предварительная работа).

а) Параллельное развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речевого развития; понимание речи, словарной работы, классификация предметов, усвоение лексико-грамматических категорий языка.

б) Работа с фразой, текстом.

2. Основной этап. Формирование логической речи на занятиях при обучении составлению:

  • рассказов повествований (память)
  • пересказа текста (память, мышление)
  • рассказы рассуждения (все психические процессы).

3. Закрепление навыков связного высказывания.

В подготовительный этап структуры коррекционной работы, мною были включены задачи познавательного и психологического характера. Большое значение на этом этапе имеют наблюдения. Умения наблюдать вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения предметов во время экскурсий, целевых прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях. В обучении наблюдению: умение видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, протекающие с отдельными явлениями огромную роль играет речь взрослых, так как без помощи взрослого ребенок сам не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. При наблюдении использовала вопросы и указания, проводила рассматривание обследование объектов в определенной последовательности. Планируя экскурсию или целевую прогулку, выбирала объект для наблюдений, составила план проведения наблюдений, заранее намечала вопросы, беседы, сопровождающие

наблюдения, определяла, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.

Готовясь к проведению экскурсии, заранее намечала работу по обогащению и активизации словаря детей. Во время экскурсий и наблюдений всегда акцентировала внимание детей на новых для них словах, старалась так ставить вопросы, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова, или знакомые слова в новом для них значений.

Уточняя высказывания детей, следила за использованием разнообразных определений, обобщающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического строя речи. Например, на вопрос: «Кошка какая?» (мягкая, пушистая, большая, рыжая) Трудности в таких задания испытывали дети Петя, Вероника, Илья, особенно в начале обучения.

В процессе экскурсий и наблюдений старалась так организовать рассматривание объектов или явлений, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность. Например: задание собирать опавшие листья дети обычно выполняют без интереса. В тоже время задание найти среди листьев самые большие и самые маленькие листья клена и сложить их чередуя по величине (большой — маленький), оказало большое влияние даже на малоактивных детей Диму и Рому. Такие задания несут развивающее влияние, так как заставляют ребенка думать, рассуждать, приходить к определенным выводам.

Таким практическим работам детей отводила значительное время. К примеру, экскурсия в парк ранней осенью, имеющая цель познакомить детей с деревьями, была организована мною следующим образом. До выхода на экскурсию я проводила с детьми беседу. При ознакомлении с 2-3 видами деревьев привлекала внимание детей к отдельным частям этих деревьев, показывая листок, предлагала найти такие же листья.

Для активизации познавательной деятельности детей использовала в своей работе дидактические игры. Так, при изучении темы «Деревья», предлагала детям игру «Подбери листок», «Найди дерево по описанию».

Во время наблюдения за цветами при изучении темы «Цветы» организовала с детьми игру «Садовник». Данная игра позволяла не только уточнить знания детей об отличительных признаках растений, но и припомнить, какими словами называл воспитатель те или иные признаки при описании цветка. Игровой интерес детей Коли, Антона усиливала введением элементов соревнования: «Кто больше? Кто быстрее?»

Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических заданий вызывали у ребят познавательный интерес, что является основой развития наблюдательности.

Знания, полученные детьми в ходе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок углублялись и обобщались на последующих занятиях.

Во время итоговых бесед особое внимание уделяла методике проведения беседы по вопросу. Формулировкой вопроса старалась заинтересовать даже крайне пассивных детей: Никиту, Олега и в большинстве случаев это получалось, так как я старалась чередовать вопросы: среди трудных вопросов задавала детям и легкие, а также всегда опиралась на накопленный детьми во время наблюдений словарь.

Достаточно богатый и разнообразный словарь — основа развития связной речи, состоящей из правильно построенных предложений. Опираясь на конкретно — образное мышление детей предложения сначала составляли об овощах, фруктах, животных и т.д.

Образец воспитателя в это время был на первом месте. Например: «Это яблоко. Оно круглое, румяное, ароматное, растет на дереве в саду. Его кушают». Я старалась, чтобы были задействованы все анализаторы

С таких рассказов — описаний я начинала работу и в старшей группе. При рассказах — описаниях важно, чтобы дети описали предмет полно и последовательно. В этом мне очень помогали схемы. Очень трудно обучение давалось Илье, Олегу, Никите.

Рассматривание картин, побуждает ребенка к речевой активности. Картина доступна ребенку, если научить его видеть и понимать главное.

В обучении детей рассказыванию по картине сначала ставила себе задачу пополнить словарь детей во время наблюдений в природе, активизироваться, научить их рассматривать картинку и отвечать на вопросы, а потом уже самостоятельно составлять рассказы.

При рассматривании картины главное было поставить вопрос так, чтобы он заставил задуматься и решать поставленную задачу: «Что делает собака? Самое сложное, но важное для ребенка вопросы: «Отчего птичка грустить?» в течение года, с детьми рассмотрели картины: «Ежи», «Зайцы», «Лисица», «Грачи прилетели» и другие.

В начале трудно было детям Пете, Веронике, Никите, но постепенно речь детей стала приходить в норму, речевая активность детей значительно увеличилась. Значительное место при обучении детей занимали знания по пересказу произведений. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение углубляется умение строить предложения и текст в целом.

За этот период были проведены занятия по пересказу Толстого «Косточка», Чарушина «Лисята», Катаева «Грибы», Пришвина «Золотой луг» и другие.

Многим детям без зрительного подкрепления было трудно с этой задачей справиться. Я использовала иллюстративное панно, схемы, которые помогали учиться составлять план пересказа. Пересказы с использованием наглядности были доступны всем детям. Лучше получалось у Димы, Леры, Ани, затруднялись Петя, Денис.

Гораздо труднее давались детям рассказы с сюжетным повествованием о природе. В работе с детьми обучала составлению рассказов из личного опыта. Рассказы из личного опыта являются первым этапом творческого рассказывания. Нужно отметить, что, рассказывая о виденном, дети испытывали речевые затруднения, не знали с чего начать, что рассказать. В течение года были проведены занятия «Как мы играем зимой на участке», «Лето» и другие.

Наиболее трудным, но важным является обучению детей составлению творческих рассказов и сказок. Творческое рассказывание играет важную роль в психическом развитии детей. В основе этих рассказов лежит опыт, те знания, которые дети накопили и логическое мышление, без которого построение сюжета невозможно. Поэтому эти рассказы я брала только второй половине года.

Свою работу я проводила при взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя. Вместе с учителем-логопедом был разработан план работы. Таким образом, при взаимодействии всех специалистов работа по развитию речи при ознакомлении детей с природой, которая в итоге дала неплохие результаты.

Просмотров: 620
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Фелорчук Юлия Валерьевна. Конспект по Развитию речи. Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Ольга Витальевна Лушникова. Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь