Шардакова Наталья Владимировна. Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

Применение игровых приемов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

 

Учитывая это, необходимо поставить ряд конкретных задач:

  • выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи
  • разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.

Совместно с логопедом проанализировать особенности речевого развития детей. Диагностическое обследование позволяет определить уровень развития лексики, грамматики и связной речи у детей с нарушениями речи.

При оценке состояния навыков по этим направлениям должны быть учтены общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. На основании полученных данных вместе с логопедом наметить основные направления, определить содержание работы.

При планировании коррекционной работы учесть следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

  • систематичность проведения
  • распределение их в порядке нарастающей сложности
  • подчиненность заданий выбранной цели

-чередование и вариативность упражнений.

Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.

По развитию лексико-грамматической стороны речи отрабатывать на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовать различные игры и игровые упражнения.

Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеет этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.

Так закрепляется в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Учить детей различать род существительных, отрабатывать и закреплять обобщающие понятия.

Игра «Обобщения».

Оборудование. Лото.

Предложить детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток- клубника, на второй- огурец, на третьей- ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети соответственно отвечают: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.

Для закрепления некоторых упражнений детям выдавать задания на дом, которые они выполняют под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивать положительно. В речевом уголке родителям разместить информацию, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учим сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя должна быть направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

Этот раздел можно разделить на 3 этапа коррекционной работы по формированию словообразования:

I этап

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик».

Глаголы:

а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов;

Прилагательные:

а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин».

Игры:

«Убираем урожай»,

«Охотник и пастух»,

«Кому что дадим?»,

«Кто подберет больше слов?»,

«Ералаш»

«Угадай, кому нужны эти вещи?»,

«Волшебная цепочка»,

«Что спрятано?»,

II этап

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные:

а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «оньк, еньк, ышк»;

б) образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница).

в) образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина).

Глаголы:

а) с приставками «в, вы, на»;

б) пространственного значения с приставкой «при»;

Прилагательные:

а) с суффиксом «и» без чередования (лисий);

б) относительные с суффиксами «н, ан, ян, енн»;

в) качественные с суффиксами «н, ив, чив, лив».

Игры:

«Что без чего?»,

«Поле чудес»,

«Что в магазине?»,

«Веселая ферма»,

«Приглашение к чаю»,

«Поймай – скажи»,

«Кто как передвигается»,

«Где мы были, что мы видели?»,

«Кто как ест»,

«Юный архитектор»,

«Кто как передвигается»,

«Добавь приставку»,

«Кто чем работает?»

«Радуга»

III этап

Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование названий профессий;

Глаголы:

а) пространственного значения с приставкой «с, у, под, за, под, пере, до».

Прилагательные:

а) притяжательные с суффиксом «и» с чередованием (волчий);

б) относительные с суффиксами «ан, ян, енн»;

в) качественные с суффиксами «оват, еньк».

Игры:

«Угадай, что это?»,

«Путаница»,

«Назови профессию»,

«Что из чего сделано?»,

«Зверинец»,

«Угадай, что это?»,

«Живые слова»,

«Что какого цвета?».

Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе воспитателя логопедической группы, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.

Повысить эффективность коррекционного обучения позволяет применение специализированных компьютерных технологий. Использование игр «Малышам о звуках», «Игры для Тигры» проводится совместно с логопедом.

Таким образом, в работе воспитателя логопедической группы необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Библиографический список

  1. Большакова С.Е., Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М.: АПО, 1996. – 417с.
  2. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  3. Букатов В.М., Педагогические таинства дидактических игр: — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. – 97с.
  4. Гриншпун Б.М., Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1998. – с 44-55.
  5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб: Союз, 1999. – 160с.
  6. Лопухина И., Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: 1998. – 470с.
  7. Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993. – 57с.
  8. Миронова С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
  9. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. Запорожца А. В. – М.: Просвещение, 1996. – 351с.
  10. Селиверстов В.И., Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
  11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
  12. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.
Просмотров: 453
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР.
  • Рыбакова Светлана Александровна. Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР.
  • Стройкова Людмила Владимировна. КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Яковлева С. А. Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия у старших дошкольников
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Макаренко Инна Юрьевна. План по самообразованию воспитателя второй младшей группы. Тема самообразования: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Шолмова Елизавета Викторовна. Коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Хусаинова Наталья Николаевна. «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»
  • Викторова Екатерина Евгеньевна. Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь