Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Учитывая это, необходимо поставить ряд конкретных задач:
- выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи
- разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.
Совместно с логопедом проанализировать особенности речевого развития детей. Диагностическое обследование позволяет определить уровень развития лексики, грамматики и связной речи у детей с нарушениями речи.
При оценке состояния навыков по этим направлениям должны быть учтены общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. На основании полученных данных вместе с логопедом наметить основные направления, определить содержание работы.
При планировании коррекционной работы учесть следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
- систематичность проведения
- распределение их в порядке нарастающей сложности
- подчиненность заданий выбранной цели
-чередование и вариативность упражнений.
Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.
По развитию лексико-грамматической стороны речи отрабатывать на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовать различные игры и игровые упражнения.
Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).
На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеет этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.
Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.
Так закрепляется в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Учить детей различать род существительных, отрабатывать и закреплять обобщающие понятия.
Игра «Обобщения».
Оборудование. Лото.
Предложить детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток- клубника, на второй- огурец, на третьей- ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети соответственно отвечают: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.
Для закрепления некоторых упражнений детям выдавать задания на дом, которые они выполняют под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивать положительно. В речевом уголке родителям разместить информацию, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.
Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учим сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.
На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя должна быть направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
Этот раздел можно разделить на 3 этапа коррекционной работы по формированию словообразования:
I этап
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик».
Глаголы:
а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;
б) возвратных и невозвратных глаголов;
Прилагательные:
а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин».
Игры:
«Убираем урожай»,
«Охотник и пастух»,
«Кому что дадим?»,
«Кто подберет больше слов?»,
«Ералаш»
«Угадай, кому нужны эти вещи?»,
«Волшебная цепочка»,
«Что спрятано?»,
II этап
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Существительные:
а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «оньк, еньк, ышк»;
б) образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница).
в) образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина).
Глаголы:
а) с приставками «в, вы, на»;
б) пространственного значения с приставкой «при»;
Прилагательные:
а) с суффиксом «и» без чередования (лисий);
б) относительные с суффиксами «н, ан, ян, енн»;
в) качественные с суффиксами «н, ив, чив, лив».
Игры:
«Что без чего?»,
«Поле чудес»,
«Что в магазине?»,
«Веселая ферма»,
«Приглашение к чаю»,
«Поймай – скажи»,
«Кто как передвигается»,
«Где мы были, что мы видели?»,
«Кто как ест»,
«Юный архитектор»,
«Кто как передвигается»,
«Добавь приставку»,
«Кто чем работает?»
«Радуга»
III этап
Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
а) образование названий профессий;
Глаголы:
а) пространственного значения с приставкой «с, у, под, за, под, пере, до».
Прилагательные:
а) притяжательные с суффиксом «и» с чередованием (волчий);
б) относительные с суффиксами «ан, ян, енн»;
в) качественные с суффиксами «оват, еньк».
Игры:
«Угадай, что это?»,
«Путаница»,
«Назови профессию»,
«Что из чего сделано?»,
«Зверинец»,
«Угадай, что это?»,
«Живые слова»,
«Что какого цвета?».
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе воспитателя логопедической группы, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.
Повысить эффективность коррекционного обучения позволяет применение специализированных компьютерных технологий. Использование игр «Малышам о звуках», «Игры для Тигры» проводится совместно с логопедом.
Таким образом, в работе воспитателя логопедической группы необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Библиографический список
- Большакова С.Е., Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М.: АПО, 1996. – 417с.
- Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
- Букатов В.М., Педагогические таинства дидактических игр: — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. – 97с.
- Гриншпун Б.М., Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1998. – с 44-55.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб: Союз, 1999. – 160с.
- Лопухина И., Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: 1998. – 470с.
- Миронова С.А., Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993. – 57с.
- Миронова С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
- Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. Запорожца А. В. – М.: Просвещение, 1996. – 351с.
- Селиверстов В.И., Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.
|