Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.
Слуховое внимание – способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух. Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания. Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.
Фонематический слух — это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.
В понятие входит:
- умение различать твердые и мягкие согласные;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
- умение определять место заданного звука в слове.
Фонематическое восприятие — специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит и к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что тоже приводит к нарушениям письма и чтения в школьном возрасте. Формирование правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия
Формирование фонематического слуха у умственно отсталых младших школьников с нарушение речи происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Как правило, у умственно отсталых младших школьников фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.
Для развития фонематического слуха с умственно отсталыми младшими школьникам проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.
Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического слуха у умственно отсталых младших школьников с нарушением речи состоит из трех основных разделов:
1. Выделение звука на фоне слова. Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения.
- Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук Р – подними руку, если звука Р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
- Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук Р.
- Упражнение «Подбери пару». Цель: выделение звука на фоне слова. Содержание: перед ребенком лежит таблица, разделенная на две половинки. На одной – картинка. Ребенок определяет наличие изучаемого звука в слове. Кладет соответствующего цвета букву в специально отведенное место таблицы. На чистую половину таблицы кладет картинку, в названии которой – аналогичный звук. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1,2,3, 4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.
2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).
- Упражнение «Ёлочка» (1 вариант). Цель: определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей. Содержание: перед каждым ребенком таблица с изображение елки с желтыми и оранжевыми шарами. Инструкция: «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый). На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3, 4, 5, последний звук в слове.
- Упражнение: «Речевое лото». Цель: определение первого и последнего звука в слове. Содержание: у ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.
- Упражнение «Подскажи Петрушке звук». Цель: определение последнего звука в слове. Содержание: Петрушка показывает картинки и называет их, не договаривая последний звук. Его должны подсказать дети.
- Упражнение «Светофоры». Цель: определение первого (последнего) звука в слове. Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3, 4, 5, последний звук в слове.
3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.
- Упражнение «Тайное слово». Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их, и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках». Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами. По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.
- Упражнение «Лабиринт». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Инструкция: «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.
Игры для развития фонематического восприятия и дифференциации фонем
- Игра «Рыбалка». Цель: упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа. Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ребятам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
- Игра «Цепочка слов». Цель: упражняться в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов. Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово и т.д. Количество играющих: один человек и более.
- Игра «Найди ошибку». Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии. Ход игры. Раздаются карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ребенок (дети) определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Ребятам надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека.
- Игра «Математическая грамматика». Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии. Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ( «+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА =? (столица).
Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов
- Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.
- Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А.
- Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, пели тут и пели там. Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.
- Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: весна – автобус – слон – нос — сова…
- Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Интерактивные игры
- Игра «Загадки звуков». Цель: развитие слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки. Правила: нажав на центральную кнопку, можно услышать звук одного из четырех нарисованных предметов. За правильно угаданный звук полагаются вишенки.
- Игра «Бедный дракончик». Цель: развитие фонематического слуха, соотнесение звука и буквы. Правила: дракончик должен разложить звуки по сундучкам, на которых написаны соответствующие буквы. Услышав звук, ребенок щелкает на облачко, «хватает» звук и переносит в сундук.
- Игра «Игрозвуки». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав персонаж и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
- Игра «Пожжужим!». Цель: развитие слухового внимания, вызвать у ребенка подражание услышанному звуку. Правила: послушав, какой звук издает персонаж или предмет, повторить его максимально точно.
- Игра «Домашние животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
- Игра «Дикие животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
- Игра «Кто сказал МУ». Цель: развитие слухового внимания, научиться угадывать звуки животных. Правила: послушав звук угадать животное, которое его издает.
Использование описанных игровых приемов и упражнений позволяет сформировать у умственно отсталых младших школьников с нарушением речи навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.
Список использованной литературы
- Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом», 2008г.
- Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. -- Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000г.
- Логопедические интерактивные пособия. Mersibo. ru, 2014г.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 2005.
- Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития — М.: В. Секачев, 2005г.
|