Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

Словоизменение – правильное использование в речи слов в роде, числе и падеже.

Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивированно, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

 

В современном словообразовании годсподствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. Для формирования навыков словообразования используются разнообразные методы и приёмы. Метод – это способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Различают методы – словесные, наглядные и практические. Приём – часть метода. Приемы могут быть игровые, наглядные, словесные. К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры: поощрение, анализ, образец, подсказ, наглядность. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества. Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях в игровой форме с применением разнообразного наглядного материала. На занятиях используются такие приёмы как: сравнение, исправление, подсказ. Кроме того, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Занятия должны проходить непринужденно, живо. Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе. Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.

Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом «хотеть» как во множественном числе, так и в единственном или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т.д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Находят свое место и такие приемы, как исправление, подсказ. Сопряжено-отраженная речь находит свое применение уже на начальных этапах дошкольного детства не теряет своего значения и в дальнейшем обучении. Однако личный опыт у детей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии.

В дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. С этой целью используются дидактические игры и упражнения. Для проведения игр подбираются цели, которые воспитатель должен реализовать, подбирается наглядный материал и речевой материал (вопросы, потешки, загадки, и т.д.). Вначале проведения игры воспитатель знакомит с игровыми правилами, уточняет, как дети усвоили эти правила, и проигрывает несколько раз, используя разнообразные приёмы (поощрение, исправления, подсказ нужной формы, и др.). Особые трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Например: упражнения с игрушками ( «Надя и Таня, вы хотите послушать стихи?»«Хотим». – «Надя, ты хочешь?»«Хочу»). Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях ( «Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности ( «Вы хотите помочь мне убрать посуду? Вы хотите поставить на стол хлебницу?»), в повседневном общении ( «Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся и т.п.) Игра «Чем отличаются слова?» (умывает – умывается, обувает – обувается). Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи. Педагог называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку (входит – выходит, подлетает – отлетает).

б) В экспрессивной речи. Педагог предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами. «Что общего?» Педагог произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова. Примерный речевой материал: влететь, вбежать, впрыгнуть; выйти, выбежать. Таким образом, работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. К моменту поступления ребенка в школу он овладевает навыками слово-образования.

Вывод:

  1. Непреодолимое и естественное стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют разные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста.
  2. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
  3. Использование различных дидактических игр в формировании умений словообразования у детей дошкольного возраста приводит к значимым положительным результатам: дети значительно расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями.
  4. Именно в дошкольном возрасте у детей проходит бурное формирование и становление основных компонентов речи. В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Игровые ситуации, сюжеты которых основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей.

Ценность данной работы не только в том, что с ее помощью можно закрепить знания детей об особенностях животных, предметов, вещей и др., но и организовать игру, в которой основной мотива являются образования уменьшительно – ласкательных форм существительных, глаголов от звукоподражательных слов, прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ян, -ан, -ов, притяжательных прилагательных от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет и т.д.

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи».
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Колягина Анастасия Владимировна. РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь