Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка.
Скачать конспект
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение родным языком – жизненная потребность. Применяя на протяжении многих лет только традиционные логопедические технологии, я испытывала некоторые трудности, неудовлетворенность в своей работе: хотелось быстрее поставить ребенку правильный звук, ввести его в речь, как можно лучше развить словарь, связную речь. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в своей логопедической работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернетресурсы, опыт учителей-логопедов из других регионов России и ближнего зарубежья, а также используя личный жизненный опыт, я стала применять в своей работе инновационные технологии.
Многие современные педагоги и ученые находят положительный эффект во взаимодействии методов по укреплению здоровья детей и методов развития речи детей. Поэтому я активно применяю в своей работе здоровьезберегающие технологии.
Одна из них – биоэнергопластика. По данным ученных института физиологии детей и подростков им Кольцовой, Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.
При обучении детей синхронным движениям использую следующие приемы и методы:
- Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.)
- Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей.
- Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Для достижения наибольшего эффекта необходимо учитывать принцип этапности.
Первый этап: разучивание и выполнение упражнений для губ и языка.
Второй этап: разучивание и выполнение упражнений для кистей и пальцев рук.
Третий этап: соединение (сопряжение) движений губ, языка, кистей и пальцев рук.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Я привлекаю внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Упражнения проходят в игровой форме, сопровождаются короткими стихотворениями.
Когда мы говорим о здоровьесбережении, невольно приходят мысли о закаливании детей, профилактических процедурах, о лете, когда наши дети болеют редко. А лето – это солнце и море. Эти рассуждения натолкнули меня на мысль об использовании в своей работе сухой морской соли, польза которой известна давно, она богата различными микроэлементами и минералами. Соль активно применяется в санаторно-курортном лечении.
Поэтому я составила комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки в сухой морской соли. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. Нахождение морской соли в помещении наделяет воздух полезными свойствами, что благотворно влияет на органы дыхания.
Упражнения выполнятся в игровой форме в специальных контейнерах, наполненных морской солью. Каждое упражнение имеет свое название и сопровождается стихотворением. Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как оречевляя свои действия, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения своих высказываний.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Валеологический подход к решению задач по воспитанию правильной речи предполагает использование технологий, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примеры использования таких технологий я нашла, знакомясь с образовательным проектом «Речь. Развитие. Здоровье.», который предлагают педагоги и ученые г. С-Петербурга. Примером может служить использование даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук (сочетание звуков) и цвет подобраны для снятия напряжения в определенной группе органов.
- С-с-с-с легкие белый сухой холод
- Чу – у-у-у почки голубой влажная прохлада
- Ш-ш-ш-ш печень зеленый свежий ветер
- Ха-а-а-а сердце красный жара
- Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага
- Хи-и-и-и «тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикалях тела: верхний — сердце, легкие; средний – селезенка и желудок; нижний – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом не имеет.
Чем полезна эта технология для речевого развития? Прежде всего тем, что формирует правильное речевое дыхание, на основе которого развивается мелодико-интонационная сторона речи. Закрепляем так же правильное звукопроизношение. Так как при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти определенный цвет, для воспитанников в помощь использую изготовленный мною наглядный материал — иллюстрации, изображающие белое облако, голубые незабудки, зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух.
Применение вышеизложенных технологий имеет положительное воздействие на речь ребенка и его здоровье, сохранять которое в современном, компьютеризированном мире становится все труднее.
Технический прогресс входит в жизнь детей с раннего возраста, и является неотъемлимой частью образовательного процесса. В своей работе я также использую информационную технологию обучения, которая включает в себя работу с мультимидийным оборудованием и говорящей ручкой «Знаток», которая озвучивает детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать иллюстрации, собственные поделки и т.д. Ручка предназначена для детей дошкольного возраста, удобна и проста в использовании.
Говорящая ручка «Знаток» является помощником в оформлении логопедических пособий, стендов, информации для родителей.
Использование инновационных технологий вызывает у детей интерес в нашей с ними совместной деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательную активность, что приводит к хорошим результатам по устранению недостатков речевого развития.
|