Я рисую не мелом, не красками Я рисую не на листке. Я рисую ладошкой и пальцами Я рисую на белом песке.
И хотя мой рисунок изменчивый, Быстро- быстро его я сотру. И рисуя, меняю сюжеты я, Целый мир, превращая в игру.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной работы с детьми является преодоления нарушений речевого развития. Использование современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие внимания и памяти детей, самостоятельности, закрепления звукопроизношения, творческого воображения, словарного запаса, а также поддерживает у них познавательную активность, таким образом, повышает эффективность работы в целом.
Пескотерапия – это игра с песком. Песок можно заменить другими сыпучими материалами: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
Детям надоедают монотонные занятия по проговариванию звуков, изучение букв, лексических тем. Поэтому приходится искать новые пути, методы и приемы, чтобы разнообразить обучение детей. Сделать скучное полезным и продуктивным, обучать играя.
В своей работе используем различные приемы рисования:
- Рисование кулаком, рисование ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование ладонью, рисование мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, рисование симметрично двумя руками, насыпание из кулачка, рисование пальцем, палочками.
Можно использовать дополнительные материалы для рисования:
кондитерский шприц, ситечко, массажный мячик, трубочка для коктейлей,
трафареты, декоративные украшения, формочки. Можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки марблс, пуговицы, фасоль и т д.
- Логопедическими игры с песком
- «Отгадай». Ребёнок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Другие дети должны догадаться, о каком предмете идёт речь и откопать его в песке.
- «Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
- «Рисунок» Я назову слова, а ты нарисуй предмет, который начинается со звука д- кот, дом, флаг. Ребенок рисует дом. И т.д.
- «Будь внимателен» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
- «Две горы». Под слоем песка спрятаны предметы, игрушки, с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы, две горки.
- «Найди предметы» Предметы должны быть с изучаемым звуком. Ребенок откапывает предмет, говорит, есть в слове изучаемый звук или нет.
- «Выложи дорожку». Дети выкладывают на песке цветные камешки (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
- «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка придумывает слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
- «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок буквы пластмассовые. Ребёнок должен найти и назвать.
- «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на эту букву.
- «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
- «Напиши букву, с которой начинается слово»
- «Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок- слогов в слове, а затем по их количеству придумывает слово. Например: кош-ка (две полоски), ма-ши-на (три полоски).
- «Подели слово на слоги». Ребёнок рисует полоску- слово и делит черточками на слоги.
- «Сосчитай слова» Логопед называет предложение, а ребенок выкладывает столько камушек сколько слов в предложении.
- «Моторчик» — произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Рисуем дорожку от одной игрушки до другой. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Горка» — набрать песок в руку, и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
- «Не ошибись» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, Машу, матрешку, кошку так, чтобы игрушка обозначалась на песке невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш, которые он закопал. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает фишку или приз.
- «Найди игрушку» Ребенок ищет игрушки с изучаемым звуком, называя их, проговаривая фразу: Я нашел…
- Проговариваем стишки со звуком Ш
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила. (круговые движения пальцами по песку)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (взять горсть песка и сыпать себе на ладонь другой руки)
Жучке – в плошку, (другая горсть)
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам,
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (круговые движения пальцами по песку)
Все до крошки раздала.
Компот.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот: (круговые движения пальцами по песку)
Будем яблоки крошить, (рубящие движения по песку)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, (Сжимаем песок руками)
Слив положим и песок. (сыпем песок)
Варим, варим мы компот. (круговые движения пальцами по песку)
Угостим честной народ.
Топором дрова колю, Двумя руками ударяем по поверхности песка, ребром ладони.
А потом пилой пилю. Показываем на песке, как пилит пила.
Отнесу их бабушке, Шагаем по песку пальчиками.
Чтоб испечь оладушки. Переворачиваем ладошки на песке.
Таким образом, игровая песочная терапия не только поможет детям в закреплении звукопроизношения и развитии речи, но и будет способствовать развитию воображения и мелкой моторики. Играйте с детьми и развивайте речь!!!
Список литературы
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
- Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
|