Гаршина Ольга Валерьевна. Использование инновационных технологий в закреплении звукопроизношения и развитии речи детей

Использование инновационных технологий в закреплении звукопроизношения и развитии речи детей

Я рисую не мелом, не красками
Я рисую не на листке.
Я рисую ладошкой и пальцами
Я рисую на белом песке.

И хотя мой рисунок изменчивый,
Быстро- быстро его я сотру.
И рисуя, меняю сюжеты я,
Целый мир, превращая в игру.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной работы с детьми является преодоления нарушений речевого развития. Использование современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие внимания и памяти детей, самостоятельности, закрепления звукопроизношения, творческого воображения, словарного запаса, а также поддерживает у них познавательную активность, таким образом, повышает эффективность работы в целом.

 

Пескотерапия – это игра с песком. Песок можно заменить другими сыпучими материалами: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

Детям надоедают монотонные занятия по проговариванию звуков, изучение букв, лексических тем. Поэтому приходится искать новые пути, методы и приемы, чтобы разнообразить обучение детей. Сделать скучное полезным и продуктивным, обучать играя.

В своей работе используем различные приемы рисования:

  • Рисование кулаком, рисование ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование ладонью, рисование мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, рисование симметрично двумя руками, насыпание из кулачка, рисование пальцем, палочками.

Можно использовать дополнительные материалы для рисования:

кондитерский шприц, ситечко, массажный мячик, трубочка для коктейлей,

трафареты, декоративные украшения, формочки. Можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки марблс, пуговицы, фасоль и т д.

  • Логопедическими игры с песком
  • «Отгадай». Ребёнок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Другие дети должны догадаться, о каком предмете идёт речь и откопать его в песке.
  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
  • «Рисунок» Я назову слова, а ты нарисуй предмет, который начинается со звука д- кот, дом, флаг. Ребенок рисует дом. И т.д.
  • «Будь внимателен» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Две горы». Под слоем песка спрятаны предметы, игрушки, с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы, две горки.
  • «Найди предметы» Предметы должны быть с изучаемым звуком. Ребенок откапывает предмет, говорит, есть в слове изучаемый звук или нет.
  • «Выложи дорожку». Дети выкладывают на песке цветные камешки (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  • «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка придумывает слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
  • «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок буквы пластмассовые. Ребёнок должен найти и назвать.
  • «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на эту букву.
  • «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
  • «Напиши букву, с которой начинается слово»
  • «Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок- слогов в слове, а затем по их количеству придумывает слово. Например: кош-ка (две полоски), ма-ши-на (три полоски).
  • «Подели слово на слоги». Ребёнок рисует полоску- слово и делит черточками на слоги.
  • «Сосчитай слова» Логопед называет предложение, а ребенок выкладывает столько камушек сколько слов в предложении.
  • «Моторчик» — произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Рисуем дорожку от одной игрушки до другой. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Горка» — набрать песок в руку, и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Не ошибись» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, Машу, матрешку, кошку так, чтобы игрушка обозначалась на песке невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш, которые он закопал. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает фишку или приз.
  • «Найди игрушку» Ребенок ищет игрушки с изучаемым звуком, называя их, проговаривая фразу: Я нашел…
  • Проговариваем стишки со звуком Ш

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. (круговые движения пальцами по песку)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (взять горсть песка и сыпать себе на ладонь другой руки)

Жучке – в плошку, (другая горсть)

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (круговые движения пальцами по песку)

Все до крошки раздала.

  • Звуки Р, РЬ

Компот.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот: (круговые движения пальцами по песку)

Будем яблоки крошить, (рубящие движения по песку)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, (Сжимаем песок руками)

Слив положим и песок. (сыпем песок)

Варим, варим мы компот. (круговые движения пальцами по песку)

Угостим честной народ.

  • «Помощник»

Топором дрова колю, Двумя руками ударяем по поверхности песка, ребром ладони.

А потом пилой пилю. Показываем на песке, как пилит пила.

Отнесу их бабушке, Шагаем по песку пальчиками.

Чтоб испечь оладушки. Переворачиваем ладошки на песке.

Таким образом, игровая песочная терапия не только поможет детям в закреплении звукопроизношения и развитии речи, но и будет способствовать развитию воображения и мелкой моторики. Играйте с детьми и развивайте речь!!!

Список литературы

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
  4. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
Просмотров: 382
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Бойчук Галина Викторовна. «Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Францева Ольга Сергеевна. Песок в ДОУ. Из опыта работы.
  • Чичерина Елена Александровна. Песочная психотерапия «Фантазии на песке»
  • Надыкто Елена Ивановна. «Ах, этот удивительный песок»
  • Алтыншаш Габдрахимовна Дусмухамбетова. Тематическое планирование по программе «Удивительный песок» для детей средней группы в ДОУ
  • Поморцева Ольга Александровна. Консультация для родителей «Волшебный песок».
  • Татьяна Дубкова. Программа дополнительной образовательной услуги «Чудеса на песке»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Берестова Наталья Сергеевна. Кинетический песок
  • Искендерова Альбина Назимовна. Проект 'Волшебный песок'
  • Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…
  • Елена Усанина. Конспект занятия по НОД «Познание» «Чудесный песок!» (Старшая группа)
  • Шемякина Людмила Николаевна. Консультация для педагогов 'Волшебный песок'
  • Хохлова Галина Николаевна. Открытое занятие «Удивительный песок»
  • Громыко Светлана Владимировна. Программа кружка «Волшебный песок»
  • Сергеева Алена Владимировна. Конспект занятия во второй младшей группе: «Песок и его свойства»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Хорькова Светлана Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности на прогулке «Наш друг песок»
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Лошковых Марина Алексеевна. НОД. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи имеющих минимальные дизартрические расстройства. Тема: Звук «Р».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь