Татьяна Дубкова. Программа дополнительной образовательной услуги «Чудеса на песке»

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность — один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования — кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. У малышей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное — быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Скачать конспект

Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Данный вид творчества, как средство коррекции психики позволяет дошкольникам преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Педагогические и психологические аспекты использования песка: замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

  • Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.
  • Проблемы развития детей: ОНР.
  • Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
  • Коммуникативные проблемы: адаптация к детскому саду, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, развитие речи;
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться;
  • получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

Тематическое планирование занятий включает в себя:

  • Начальный — знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
  • Основные приёмы песочной анимации;
  • Сюжетное рисование по теме и по замыслу;
  • «Раскрашивание» картин с использованием цветной бумаги;
  • Рассказ о разных стилях песочной анимации, создание импровизированной совместной творческой работы;
  • Создание собственной «живой» песочной анимации.

Организация работы кружка «Чудеса на песке»: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 3-4 и 4-5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 34 занятия. Подбор детей осуществляется по результатам диагностики изобразительной деятельности и по рекомендации педагога – психолога. Предпочтение отдаётся детям, нуждающимся в коррекции и детям с повышенным уровнем изобразительной деятельности. Занятия кружка начинаются с 1 сентября и заканчиваются 30 мая. Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть — непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Это произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов)

Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков детей. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева. доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Коммуникация — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи —диалогической и монологической форм) в ходе сопровождения рассказом своей деятельности

формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок

Познание – формирование сенсорных эталонов, помогая им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их, формировать умение называть свойства предметов; обогащение непосредственного чувственного опыта детей в процессе песочной анимации.

Безопасность – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности работы с песком.

Труд – формирование трудовых умений и навыков в случаях, когда просыпается песок на стол или на пол (совместное подметание щеткой, собирание песка в совок).

Музыка – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.

Чтение художественной литературы – знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности.

Календарно-тематическое планирование деятельности кружка «Чудеса на песке»

  • Коррекция поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.
  • Решение эмоциональных проблем: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
  • Решение коммуникативных проблем: адаптация к детскому саду, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
  • Развитие мелкой моторики рук, координации движения.
  • Развитие речи.

Диагностическое направление: Диагностика уровня развития речи, воображения, мелкой моторики рук, проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае. Коррекция эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, социального поведения отслеживается методом наблюдения педагогами, анкетирования родителей, диагностическим обследованием в течение года.

Диагностические методики для детей 3-4 лет:

Диагностическая методика Форма проведения Показатели:

Диагностика речи

Связная речь. Индивидуальное обследование

К: Исследуется коммуникативная сторона речи: умение общаться со знакомыми взрослым и детьми.

СК: Ориентация в любой сюжетной картинке, доступной возрасту.

Р: Характер рассказывания коротких стихов

Грамматический строй речи. С: структура слова из 3-х слогов, звуконаполняемость.

ХГК: характерные грамматические категории этого возраста

Словарный запас. Сущ: предметы и части по иллюстрации. Г: бытовые глаголы, движения, игры, точные.

Пр: оттенки цветов, форма, размер, отвлечённые.

ДЧР- новые части речи этого возраста-наречия направленности и скорости

Фонематическая сторона речи. Р: различение физических звуков;

В: воспроизведение звука, слова, фразы.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Пальчик с носиком здороваются. Индивидуальное обследование Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук

Уложи монеты в коробку.

Нарисуй пальцами кружочки.

Диагностика эмоциональной сферы

Методика «Сюжетные картинки». Автор Дерманова И.Б Индивидуальное обследование Эмоционально-личностные особенности

«Критерии агрессивности у ребенка».

Авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Наблюдение Определение межличностных отношений, характеристика социального поведения

Проективная психодиагностика в песочнице Наблюдение Определение наличия внутренних конфликтов

Определение эмоционально-личностных особенностей, характеристика межличностных отношений

Диагностика умственного развития

«Коробка форм» Индивидуальное обследование Определение уровня развития восприятия (форма)

«Пирамидка» Определение уровня развития восприятия (величина, цвет)

Конструирование по образцу Определение уровня развития наглядно-образного мышления

Диагностика воображения

Рисуночный тест «Дорисуй фигуры» О.М. Дьяченко Индивидуальное обследование Определение уровня развития воображения

Диагностические методики для детей 4-5 лет:

Диагностическая методика Форма проведения Показатели:

Диагностика речи

Связная речь. Индивидуальное обследование

К: Исследуется коммуникативная сторона речи: умение общаться со знакомыми взрослым и детьми.

СК: Ориентация в любой сюжетной картинке, доступной возрасту.

Р: Характер рассказывания стихов

Грамматический строй речи. С: структура слова из 3-х слогов, звуконаполняемость.

ХГК: характерные грамматические категории этого возраста

Словарный запас. Сущ: предметы и части по иллюстрации. Г: бытовые глаголы, движения, игры, точные.

Пр: оттенки цветов, форма, размер, отвлечённые.

ДЧР- новые части речи этого возраста-наречия направленности и скорости

Фонематическая сторона речи. Р: различение физических звуков;

В: воспроизведение звука, слова, фразы.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Упражнения на повторение фигур из пальцев Индивидуальное обследование Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук

Упражнения на дорисовывание

Работа с бумагой

Упражнения на координацию движений Определение уровня координации движения рук

Диагностика эмоциональной сферы

Методика «Сюжетные картинки». Автор Дерманова И.Б Индивидуальное обследование Определение эмоционально-личностных особенностей, характеристика межличностных отношений

Методика «Цветовой тест» Люшера

(модификация методики Люшера)

Автор Ясюкова Л.А. Индивидуальное обследование Определение эмоционального фона

Социальное поведение Наблюдение Определение социального поведения

Диагностика коммуникативных навыков «Лесенка»

Тест «Сказка» Луиза Дюсс

Индивидуальное обследование Определение уровня развития коммуникативных навыков, межличностных отношений

Диагностика умственного развития

«Коробка форм» Индивидуальное обследование Определение уровня развития восприятия (форма)

«Пирамидка» Определение уровня развития восприятия (величина, цвет)

Рыбка Определение уровня развития наглядно-образного мышления

Мисочки Определение уровня развития восприятия (величина, цвет)

Диагностика воображения

Рисуночный тест «Дорисуй фигуры» О.М. Дьяченко Индивидуальное обследование Определение уровня развития воображения

Список литературы:

  1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50с.
  3. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с.
  4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.
  5. Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.
Просмотров: 455
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Малышкина Галина Александровна. Познавательная активность дошкольников и определение уровней её развития
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Керефова Розия Арсеновна. Конспект совместной организованной ОД с детьми старшей группы с учетом интеграции ОО по теме: «Определение объема сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки», в игре математического характера «Мы печем печенье»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Талалаева Ольга Викторовна. Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь