Нохрина Анастасия Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Использование средств музыкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ»

Консультация для воспитателей «Использование средств музыкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ»

Дети с ОВЗ – это дети, у которых часто основная проблема сопровождается разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

Здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

 

Скачать конспект

Установлено, что музыка — воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в дошкольном возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, музыкотерапия наиболее эффективна.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, важно использовать интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике. Для более эффективной работы в этом направлении в группах можно создать интегративную музыкально-игровую среду, наполнить её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.

Для детей с ОВЗ характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и воспитателю требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий важно чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры. На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание дошкольника с ОВЗ быть похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы такой ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления. Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается.

Но очень часто бывает, что дети с ОВЗ волнуются, испытывают чувство страха, неуверенности в себе. Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат, и именно с помощью творчества можно помочь ребёнку стать уверенным в себе и общительнее. Если ребенок замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это помогает раскрепоститься, снимает страх общения. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях с детьми с ОВЗ можно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Больший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На занятиях с детьми с ОВЗ используются такие средства музыкотерапии, как психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. При этом даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей; она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре, развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. И в этом немаловажная роль принадлежит музыкальным играм. Они развлекают и воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребёнка, повышают его уверенность в себе. На занятиях с детьми с ОВЗ можно использовать социо-игры, социо-игровые задания и упражнения: дети исследуют проблемные ситуации, раскрепощаются в движениях под музыку, пение, делают “открытия”, преодолевают трудности. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Поэтому социо-игровой стиль общения предполагает работу – игру детей в малых группах от 2-х до 6-ти человек, т. е. в микрогруппах.

Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя, тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность. Можно применять отдельные упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой ( «Кошка», «Ушки», «Насос»). Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, оздоровить голос.

Вот список музыкальных произведений, который можно рекомендовать к прослушиванию детям с ОВЗ при организованной деятельности.

  1. И. – С. Бах. «Ария».
  2. А. Вивальди. «Времена года».
  3. С. Прокофьев. «Марш».
  4. Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
  5. В. -А. Моцарт. «Гроза».
  6. В. -А. Моцарт. Симфония № 40.
  7. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
  8. П. Чайковский. «Времена года»

Ниже приведена таблица, по которой можно легко определить, какое музыкальное произведение поможет при корректировке эмоционального состояния детей с ОВЗ.

Просмотров: 447
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Грачева Наталья Анатольевна. Опыт работы по развитию художественно-эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Лавриненко Елизавета Павловна. Консультация для родителей Тема: «Внешний вид детей на музыкальных занятиях в ДОО»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Нестерова Ольга Владимировна. Участие первичной ветеранской организации МДОУ ДС ОВ №404 в нравственно-патриотическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста через средства музыки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь