Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

«Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Кулиш Надежда Николаевна – учитель-логопед МБДОУ «ДС № 365 г. Челябинска»

В своё время немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века Гердер, Иоганн Готфрид сказал: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».

Данная цитата не потеряла своей значимости и в современной образовательной системе.

Речь – основное средство человеческого общения, с помощью, которой можно получить и передать огромное количество информации. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека.

 

Скачать презентацию

Скачать дидактическое пособие

По своему значению речь – не только средство общения, но и средство мышления, носитель сознания, памяти, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Являясь особым феноменом психики, речь в то же время неотрывна от других высших психических функций и тесно переплетается с эмоциями, личностью человека в целом.

Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, является практическое усвоение лексических средств языка.

В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Т. А. Алтухова, О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.)

В исследованиях выявлено количественное и качественное своеобразие словарного запаса детей с речевыми расстройствами (Н. С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Предложены основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи.

В современных исследованиях проблема изучения лексической системы у детей с речевой патологией решается с психолингвистических позиций (Ж. В. Антипова, В.А. Гончарова, Т.В. Туманова и др.).

Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики не решена. Не исследованы в полном объёме её специфические особенности. Отсутствуют методы и приёмы коррекционной работы, направленные на ее обогащение.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения. Переживания человека, для неё характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификации данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

  • слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом
  • слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически
  • слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами (Е. М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский).

Эмоции побуждают человека к конкретной активности, и это свидетельствует о том, что они активизируют и организуют деятельность человека, оказывая непосредственное влияние на когнитивную сферу, которая рассматривается в современной науке как одно из главных факторов, влияющих на развитие речи.

Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявлены незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы.

Следует также отметить, что, с одной стороны, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третий уровень) не отмечается грубых нарушений аффективной сферы, а с другой – дошкольники не могут обозначить словами свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов.

Кроме того, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития внимания и памяти, наблюдаются некоторые специфические особенности их мышления. Впоследствии все недостатки речи детей оказывают негативное влияние на овладение процессами чтения и письма.

У детей с общим недоразвитием речи (третий уровень) развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, в связи с чем, большое значение имеет коррекционно-развивающая логопедическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики.

Основываясь на системном психолого-педагогическом подходе к анализу и коррекции нарушений речи, а также на принципах развития чувства языка, связи речевых нарушений с другими сторонами психического развития, развивающего обучения, системности, коррекции и компенсации, предложена система коррекционного воздействия.

Работая над формированием коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР- 3уровня, когда дети должны овладеть коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт мы столкнулись с тем, что при определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживание человека, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценки происходящих событий, а также решению коммуникативных задач.

Коррекционное обучение по развитию эмоционального словаря условно состоит из трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Подготовительный этап направлен на изучение и уточнение эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, испуг, удивление), а также умению различать их. Для развития паралингвистических средств общения, используются мимические и пантомимические средства, а также формируются умения отличать эмоциональные состояния на примерах схематического изображения (пиктограммы). На данном этапе осуществляется знакомство детей с «Театром настроения (эмоций)». «Театр настроений» представляет собой набор пиктограмм, изображающих определённые эмоции и серию сюжетных картинок, к которым в зависимости от ситуации подбираются пиктограммы.

Основной этап обеспечивает постепенное усвоение, закрепление и введение в связную речь эмоциональной лексики. Цель: формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Поставленная цель обусловливает выполнение следующих задач: расширение словарного запаса; формирование синонимических и антонимических отношений; развитию самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значение. Игра «Скажи иначе» у детей с ОНР всегда вызывает трудности. В помощь детям выполнено пособие «Словарик слов-синонимов по формированию эмоциональной лексики». В пособии представлены слова-синонимы для работы с детьми 5-7 лет. К словам прилагаются небольшие стихи и иллюстрации, объясняющие значение слов и придающие им определённую эмоциональную «окраску». Так же представлены пиктограммы, обозначающие определённые эмоциональные состояния, которые дети подбирают самостоятельно (Театр эмоций).

Например: слово «аромат», которое имеет схожие по значению синонимы «запах», «благоухание». К данному слову подобрано стихотворение «Ёлочка, ёлка – лесной аромат, очень ей нужен красивый наряд……», к этому же стихотворению дети подбирают пиктограммы радости, удивления, восхищения

Цель заключительного этапа состоит в активизации эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Проведение в процессе коррекционного обучения бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, использование игр-драматизаций, а также составление описательных рассказов, творческих рассказов, организация разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих различные ситуации из жизни, — всё это оказывает благодатное влияние на развитие у детей чувства эмпатии (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека), активизацию широкого спектра вербальных средств. Так же все вышеперечисленные приёмы образовательной работы в значительной степени активизируют эмоциональную лексику. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дошкольники правильно используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.

В результате коррекционного обучения с актуализацией формирования эмоциональной лексики дети с ОНР (3 уровня) подбирают слова, обозначающие эмоции, и вводят их в экспрессивную речь, расширяя диапазон эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем.

Список литературы.

  1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис… канд. пед. наук/ Ж.В. Антипова – М.. 1998г.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981г.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.Лабиринт, 1999г.
  4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. /Е. М. Галкина-федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М.: Учпедгиз. 1957г.
  5. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Гончарова. – СПб., 2002г.
  6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006г.
  7. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958г.
  8. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Туманова. – М.. 1997г.
  9. Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Б. Филичева. – М., 174г.
  10. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991г.
  11. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 1985. — №4.
Просмотров: 637
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь