Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Скачать конспект
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц
|
Тема
|
Содержание работы
|
Практический выход
|
Сентябрь
|
|
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.
|
Памятки для родителей по обучению связной речи.
|
Октябрь
|
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;
«Пушок» Г.Скребицкого.
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
|
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
|
Ноябрь
|
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
|
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
|
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
|
Декабрь
|
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О.С.Ушакова).
|
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
|
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.
|
Январь
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
|
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
|
Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
|
Февраль
|
Работа с загадками. Составление загадок.
|
Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
|
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
|
Март
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
|
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
|
Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
|
Апрель
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
|
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
|
Конкурс чтецов.
|
Май
|
Обучение сочинению сказок.
|
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
|
|
Список использованной литературы:
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. — М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
|