Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»

Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №136»
Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Подготовила  воспитатель Гусейнова Ирина Евгеньевна г.Самара 2014 год
               Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладе¬вают важ-нейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказыва¬ния (например, пересказ простой небольшой сказки) предъяв¬ляют к речи два важных требования:
1.    связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, на¬пример, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
2.    она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к бо¬лее сложным ее формам (например, к творческому рассказы¬ванию).
Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена свое¬образием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста под¬ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред¬ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образ-цом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи¬тателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы¬ком на основе устной речи, через общение с окружающи¬ми людьми, следует учитывать следующее.
1.    Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разго¬ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2.    На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж¬няются в овладе-нии русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном об¬щении, так и на занятиях должен применяться при осуще¬ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сде¬лать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно боль¬шое значение, так как дети усваивают новые слова в пра¬вильном звучании.
Образец используется:
    при работе с картинкой;
    при пересказе;
    при рассказывании из личного опыта;
    для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательни-цей.
Методика применения образца в обучении детей рас¬сказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо¬димо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1.    Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2.    Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хоро¬шо говорящих детей).
3.    Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по¬вседневной жизни и на занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребён¬ка в нужном на-правлении, используются в работе с до¬школьниками; не следует только торо-питься помогать ре¬бёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен-ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим,  чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопро¬сам воспитателя и думать над ответом, так как каждый  может быть вызван."
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколь¬ко раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз¬витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют ил¬люстративного материала, а черпают содержание из го¬товых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
1.    разговор с детьми
2.    поручения и задания
3.    бесе¬ды
4.    рассказывание
5.    чтение
6.    письма
7.    заучива¬ние стихотворений.
Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ори-ентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
 Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
 
Список использованной литературы
1.    Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2.    Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Про-свещение, 2004.
3.    Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008.
4.    Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Просмотров: 825
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Большакова Елена Анатольевна. План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Ирина Ивановна Кошкина. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Марина Устинова. Роль воспитателя в развитии детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Макаренко Инна Юрьевна. План по самообразованию воспитателя второй младшей группы. Тема самообразования: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
  • Пьянзина Мария Михайловна. Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме: «Влияние театрализованных игр на развитие речи дошкольников»
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Кельн Галина Васильевна. Мероприятие совместной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы по развитию речи с элементами театрализации. Тема: «Сказочные рукавички»
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь