Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

Соколова О.Г. К.П. Н., учитель- логопед

  • г.Долгопрудный, 2013 г.

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками.

Рассмотрим проблему: последовательность и значимость работы над речью при общем недоразвитии речи у дошкольников.

Основные направления работы логопеда:

  1. Формирование неречевых процессов
  2. Развитие речи ребенка.
  3. Формирование неречевых процессов.

(Ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии):

1). Развитие дыхания

2). Развитие общей и специальной моторики

3). Развитие слухового внимания и фонематического слуха

4). Развитие ориентировок в пространстве

5). Развитие зрительного внимания и памяти

6). Развитие ориентировок в пространстве

7). Сенсорное воспитание ребенка.

  • .2. Развитие речи ребенка:

1). Обучение правильной артикуляции и звукопроизношения: механическая постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах и фразовой речи.

2). Работа над лексическим запасом словаря ребенка.

3). Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).

4). Формирование фразовой речи.

5). Развитие связной речи.

Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка, но прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, недостаточностью фонематического слуха, ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата. Детям постоянно необходимо непосредственное речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.

Разнообразие предметов обстановки влияет на расширение представлений об окружающем мире, способствует накоплению и активизации словарного запаса, появлению разнообразных и интересных лексических форм, новых для ребенка.

Основные проблемы, с которыми встречается учитель- логопед в процессе коррекционной работы по устранению недостатков речевой деятельности

Основными направлениями работы логопеда являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Постановка звукопроизношения
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Накопление словарного запаса ребенка и активизация его на занятиях с воспитателем и логопедом, а также в повседневной жизни.
  5. Развитие грамматических навыков.
  6. Формирование связной речи.
  7. Устранение специальных ошибок в речи и при обучении чтению с помощью коррекционных заданий.

Работа по формированию речи начиналась со второй младшей группы, когда младшие дошкольники только поступили во вторую младшую группу. Учитывая, что у детей 3- 3,5 лет при поступлении в детский сад недостаточно сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, посещение туалета, принятие пищи, уборка игрушек и др.), но и речевые навыки, на которых строится повседневное бытовое общение, например, нет умения просить понравившуюся вещь или игрушку словами, отсутствует или ослаблена мотивационная сторона речевой деятельности, не заложена программа общения с другими детьми и взрослыми во время выполнения режимных моментов, лексико-грамматический строй речи находится в начальной стадии развития, а вследствие этого и игровая деятельность построена на уровне манипуляций с игрушками.

Мы построили работу логопеда, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой, на основе формирования правильного звукопроизношения, речевой артикуляции, фонации, а также накопления и активизации лексики детей.

Обследование речи у 27 дошкольников, перешедших из средней группы в старшую группу дошкольного образовательного учреждения, показало, что у детей системно не сформированы свистящие и шипящие звуки, сонорные и аффрикаты. 44, 4 % детей отличаются фонетико- фонематическим недоразвитием речи, у 18, 53% дошкольников наблюдаются смешения в речи свистящих и шипящих, а 14, 87% детей при поступлении в детский сад имели в медицинской карте отметку об общем недоразвитии речи.

Работа логопеда в дошкольных группах детского сада и с отдельными воспитанниками детского сада с нарушениями речи проводится в следующих направлениях:

1. Развитие фонематического восприятия ребенка.

С этой целью дифференцируются звонкие и глухие согласные звуки, слоги с этими словами произносятся утрированно и отрабатываются начиная со второй младшей группы в логопедических заданиях и упражнениях (Комар звенит: «З-З-З», а чайник свистит: «С-с-с», жук жужжит: «Ж-Ж-Ж», змея шипит: «Ш-Ш-Ш-Ш»), барашек кричит: «БЕ-БЕ-БЕ». Как показывает наша практическая работа, и в старшей, и в подготовительной группе данный вид упражнений также должен проводиться. На этих занятиях вырабатываем необходимые изолированные дифференцировки отрабатываемых звуков в слогах. Сходные упражнения проводим для различения звонких – глухих согласных, начиная с губных: «Ба- па, ба- па», далее – губно- зубных: «Да –та, да – та», заднеязычных: «Га –ка, га- ка», а также свистящих и шипящих: «Са-за, са-за, са-за-за», «Жа-ша, жа-ша, жа-ша- ша». Далее работаем над различением звонких – глухих согласных в коротких словах: «ЖИЛ-ШИЛ, ГОД-КОТ, БЫЛ-ПЫЛ» и предлагаем прочие упражнения для речевого тренинга на дифференциацию звонких и глухих согласных в слогах и словах (Во — Фо, До — То, Го –Ко, Вы — Фы, Ды – Ты, Жи – Ши, Сэ –Зэ, и др.).

При нарушениях фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте слоги с этими звуками закрепляются при обучении грамоте, при написании слогов печатными буквами, с опорой на зрительный образ звука — букву. Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора, что тесно связано со следующим направлением коррекционной работы.

2. Формирование правильного звукопроизношения и интонации. В случаях отсутствия, замены и искажения звука мы работаем над постановкой изолированного звука, механическим способом или по подражанию, его активизацией в слогах, словах и фразовой речи: «Сделай, как Вика»: «Р-Р-Р»; «Лиза, покажи Алеше, как сказать: «С-С-С», посмотрите, как я произношу звук: «Ш-ш-ш». Для достижения желаемого результата в коррекции речи вырабатываем утрированное произношение звука, добиваемся положительных эмоциональных реакций со стороны ребенка при общении с логопедом. (Громко, а потом тихо скажем: «ЛА-ЛА-ЛА, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ»). На групповых занятиях дети более успешно подражают своим сверстникам с хорошей артикуляцией, так как оценка другим ребенком очень важна для малыша, и он не хочет отставать от своих друзей по группе, поэтому постановка правильного произношения принимает вид обучающей игры.

Немаловажное значение имеет в этом виде работы артикуляционная гимнастика, но еще важнее — начать артикуляционную гимнастику индивидуально или на занятии в подгруппе с простого упражнения — улыбка- трубочка, а также можно закончить коррекционное занятие именно этим упражнением. Повтор данного упражнения вызывает непосредственную добрую реакцию детей на занятие, они охотно демонстрируют свои речевые достижения логопеду не только во время занятий, но и в повседневной, обычной, обстановке, а также повторяют их перед родителями и другими детьми. Отработка правильного звукопроизношения по схеме ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ дает положительный результат с теми детьми, чей фонематический слух сохранен. При нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не всегда могут быть выделены четко, поэтому данное направление коррекционной работы связано со следующим направлением:

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

В этом виде работы объединяем звуки и слоги в слова, разъединяем слова и делим их на слоги, образуем новые слова, соединяем слова в предложения, расширяем сферу деятельности ребенка на синтаксических конструкциях.

Для зрительного закрепления отбираем по картинкам слова на данный звук, придумываем слова на данный звук или заданный слог, делим слова на две группы по наличию в них глухого и звонкого согласного (именно в этом виде коррекционной работы применяем шесть пар глухих и звонких согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, подбирая к ним слова: ЗУБ-СУП, КОД-КОТ, РОД-РОТ, ПЛОТ-ПЛОД, и др.) При выявлении ошибок в письменной речи на начальной стадии обучения письму, что характерно для подготовительной группы, мы дописываем с детьми буквы и слоги в начатых логопедом словах. Разделяем с дошкольниками слова на части – слоги (ЗИ – НА, РУ- КА, ГУ –СИ). Учим детей синтезировать различные слоги в слова (СА, ША, БАШ, НЯ, РА. МА, СА. НИ), образуем из них новые слова.

Интегрируем в работу с речевым звуковым, слоговым, лексическим материалом для дошкольников более сложные задания на синтаксическом материале, которые не только доступны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, но и с восторгом ими воспринимаются. Например, применение схем предложений, по которым предложения составляются и, наоборот, разбираются (----- ------ -----. Образец: Мама любит дочку. Зоя мыла посуду, и др.) В качестве схемы можно поставить на стол логопеда три ярких кубика, составлять с детьми предложение, поочередно показывая на каждый кубик. Додумываем предложения (Лиза пришла к… Сережа залез под…/ Коля играл в…). Изменяем деформированный текст (Лесу медведи живут в. Пчела летит медом за.). Для правильного проведения звукового анализа и синтеза необходим такой вид работы, как накопление, обогащение словарного запаса и активное применение его на занятиях и в обычной жизни.

4. Накопление словарного запаса ребенка и его активизация в процессе коррекционного занятия.

Для решения этой задачи учим детей разным способам образования новых слов: с помощью приставок и одного корня (по-, до-, вы-, со- ШЕЛ), с помощью одной приставки и разных корней (ЗА-, нес, вел, бежал, шил); подбора однокоренных слов (ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК), даем чтение отрывков из произведений, коротких рассказов и их пересказ, предлагаем ответить на вопросы по картине, составление рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картинок, составление рассказа на тему «Как я провел утро в детском саду», «Воскресный день» и т.д. Данная работа тесно связана со следующим направлением коррекционных занятий по развитию речи.

5. Развитие грамматических навыков.

Сюда входит работа по формированию грамматических форм языка, а в старшем дошкольном возрасте — составление словосочетаний, изменение слов и их образование, а также построение, распространение и сокращение предложений, применение предлогов для грамотного звучания и связи слов в предложениях. Начало работы по изменению и формированию грамматических форм языка начинается с определения единственного — множественного числа. игра: "Назови, сколько": КОЛЕСА. ОБЛАКА, ТАРЕЛКИ, РУЧКИ, СТОЛЫ, ИГРУШКИ, ПЛАТЬЯ И ДР.

В процессе лексической работы логопед уделяет внимание изучению несклоняемых существительных: ПАЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО. РАДИО, потом — словам с беглыми гласными в существительных множественного числа. Игра "Назови двух": ОГОНЬ- ОГНИ, ЛЕВ- ЛЬВЫ, КУСОК — КУСКИ, ЗАМОЧЕК — ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧЕК — КРЮЧОЧКИ И ДР.

Особенную трудность для дошкольников представляют слова с чередованием гласных: УХО — УШИ, ДРУГ — ДРУЗЬЯ, СНЕГ — СНЕЖКИ, И Т.Д. Изучаются имена существительные мн. числа с основой на мягкий звук: стулья, деревья, крылья, перья, далее — слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, ЗВЕРЯТА, РЕБЯТА.

6. Формирование связной речи.

Задача развития связной речи, как одна из задач коррекционной работы, включает в себя пересказ прочитанного текста, описание, составление самостоятельного рассказа, сказки-фантазии. Для того, чтобы ребенок справился с поставленной задачей, логопеду необходимо предложить детям план данной речевой деятельности: сначала расскажите, как начинался рассказ, кто главный в рассказе, затем – что сделал главный герой, в каких трудных условиях он оказался, и как поступил в этой ситуации. Как бы вы поступили на месте главного героя? План включает в себя основные опорные понятия и логические акценты, на которые можно опираться во время пересказа или составления своего текста. После того, как предложен план, педагог дает образец своего описания, рассказа, пересказа, сказки.

Таким образом, после года занятий с логопедом у детей дошкольного возраста существенно изменяется фонетическая сторона речи, формируются лексический запас, синтаксические навыки. У детей создается положительная эмоциональная реакция на коррекционные занятия, им нравится воспроизводить звуки родной речи на игровом материале, а при условии опоры на образец речи детей с правильным произношением и началом обучения письму сочетание образов звука и буквы формируется более устойчиво. При неоднократном показе детьми с правильно сформированным звукопроизношением того или иного звука ускоряется динамика овладения фонетической стороной речи. Период от 3 до 4 лет является благоприятным для овладения звуковым и лексическим составом речи, а в возрасте от 4 до 6 лет начинаются процессы словотворчества, изучения словосочетаний и синтаксических конструкций у значительной детей с общим недоразвитием речи. При этом речевой анализатор является опорным в развитии психической деятельности детей.

Тема: Развитие речи детей в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи.

Соколова О.Г.

Учитель – логопед высшей категории,

кандидат педагогических наук, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка».

Г. Долгопрудный, 2013 год

Устранение специальных ошибок в письменной речи и при чтении с помощью коррекционных заданий.

В начальной школе на первоначальном обследовании устной и письменной речи учащихся мы выявили 25, 79% школьников с различными формами дисграфии, которые проявлялись как в самостоятельном виде, так и сочетались с дислалией и дислексией. Наиболее распространенными ошибками на письме были пропуски, искажения, замены букв, слов и предложений. Наша работа по устранению таких специальных ошибок, не связанных с незнанием правил грамматики, безграмотностью или другими причинами начиналась с упражнений на тренировку внимания. Система работы строилась по схеме ФОНЕМА-БУКВА-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ и дифференцировалась по группам нарушений. Коррекционная работа начинается с фонематических дифференцировок на звонкие- глухие согласные звуки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, слоги с этими звуками закрепляются в письменной речи учащихся. Формирование фонематического восприятия и различения фонем проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора (звуки проговариваются): БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, ВЭ-ФЭ, ВЫ-ФЫ, ВА-ФА, ЖИ-ШИ-ЖУ-ШУ, ЖА-ША и т.д. На этом этапе вырабатываем у детей утрированное произношение нужного звука в устной форме, добиваемся положительной эмоциональной реакции на подобный вид работы не только при индивидуальном контакте, но и при фронтальной работе. Развивая у детей умение выделять звуками трудные буквы, приучаем школьников в письменной речи совершенствовать этот навык при звуковом анализе и синтезе:

  1. Дописываем буквы и слоги в слова: РУ-КА, КОРОБ-КА, ОБЛА-КА, КНИ-ГА, НО-ГА, СТО-ГА, ВЬЮ-ГА и др.
  2. Разбираем со школьниками слова по составу и, наоборот, образуем новые слова согласно схемам: ВЕ-РА: --- ---; ДО- МИК: --- --- И ДР.
  3. Придумываем слова на заданный звук (Б, П,Р,К, Ф, Г, Д и т.д. и записываем их)
  4. Расчерчиваем лист тетради на два столбца и делим заданные слова по наличию в них звонкого или глухого согласного: БАЛКА-ПАЛКА, КОЗА-КОСА, КОД-КОТ, ГОД-КОТ, ДОМ-ТОМ и др.
  5. Работая над анализом слов, предлагаем заменить одну букву на другую, например, И на Ы: НИТЬ, ПИЛИЛ, ПИЛИ, ВИЛИ, ЗАБИТЬ.
  6. Прочитать и записать слова, вставляя вместо пробелов буквы Ы или И: СЛ-В-, ПТ-Ц-; М-Ш-; Р-Б-; В-ЛК-; В-ШН-; Н-ТК-; Л-Ж-; Ж-Р-.
  7. Образовать множественное число имен существительных: РАМА-РАМЫ, СТЕНА-СТЕНЫ, МОРЖ – МОРЖИ, ШАРФ – ШАРФЫ, КОМ – КОМКИ, ДОМ –ДОМА.
  8. Вставить гласные в окончания имен существительных: ПОДОЙТИ К ОПУШК…, К СЕЛ…, К СТРОЙК…, К МОР …

После проведения коррекционной работы младшие школьники с нарушениями зрения начинают более грамотно писать, стараются анализировать свою письменную речь, уменьшается количество ошибок, а навыки письма автоматизируются.

Просмотров: 521
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Вазиева Эльвира Инсафовна. Конспект индивидуальной логопедической НОД в старшей группе для дошкольников с общим недоразвитием речи по автоматизации звука 'ш' в слогах, словах.
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь