учитель-логопед: Криворучко О.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 "Родничок"
г.о. Лосино-Петровский
Для успешного усвоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
- ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения
- нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции
- отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – это очень сложное дело.
Скачать конспект
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и зарпоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запроминания.
При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я испотзую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффекттивное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева — коллажем, Л.Н. Эфименкова — схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в логопедической группе широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Использовать приемы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры-упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом. Например: Дается слово – «мальчик» и его символическое обозначение. Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
Освоив игру со словом, следует переходить к поэтапному кодированию сочетания слов: «большая машинка».
Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Маленький мальчик стоит». Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой: «Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).
Занятие состоит из нескольких этапов:
- этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
- этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
- этап. Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. прооисходит отработка метода запоминания.
Перед занятием проводится большая предварительная работа:
- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей
- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества
- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиодиска
- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия нужно помогать вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основная часть занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим нарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Ребята способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными их символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
- развить связную речь детей, как монологическую, так и диалогическую
- расширить круг знаний об окружающем мире
- активизировать словарный запас
- помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Подводя итог, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию речи детей является наиболее актуальным поскольку:
- наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей
- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации
- воспитанники, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Литература.
- Белоусова Л.Е. «Веселые встречи», СПб., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», СПб., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», СПб., 2009.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990 — №10.
|