Лях Елена Викторовна. Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

Лях Елена Викторовна музыкальный руководитель, первой квалификационной категории ГБДОУ «Детский сад № 82 Московского района», г. Санкт-Петербург

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимум, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе».

(Н. К. Крупская)

«…Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, — воспитывай своих детей».

(В. А. Сухомлинский)

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «… только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.

 

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения про-блем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Мое общение с родителями, как музыкального руководителя строится на следующих принципах:

  • единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспита-ния и обучения детей;
  • родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  • знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, оказание помощи родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий музыкального воспитания детей.

Выделяется несколько наиболее успешных формы работы:

  • Наглядные формы работы.

Для внимания родителей подготавливается актуальный материал по во-просам музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, который размещается на стенде «Музыкальная палитра», например: «Роль музыки в оздоровлении детей», «Музыкальные игры дома», «Как организовать День рождение ребенка», «Классическая музыка и ребенок дошкольник», «Пойте вместе с детьми», «Детские музыкальные инструменты своими руками» и т.д.

Организация фотовыставки – отражающие содержание музыкальных занятий, занятий логоритмикой, праздников (календарных и фольклорных) и развлечений; выставки рисунков, созданные после прослушивания классических произведений.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность не только увидеть стиль и предмет общения педагога с детьми, но и самим активно «включиться» в общение: поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.

  • Консультации, индивидуальные беседы.

Тематика консультаций и бесед разнообразна возникающая по инициа-тиве одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по во-просам музыкального воспитания детей. Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Как помочь ребёнку красиво и правильно петь?» т.д. Консультации организуются как тематические, так с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.

  • «Круглый стол»

В данном мероприятии принимают участие все специалисты дошкольного учреждения и родители воспитанников ДОУ, которые имеют возможность, свободно общаются друг с другом, по определенной теме, обсуждая актуальные вопросы, находя на них ответы, дающие возможность осуществлять партнерское взаимодействие. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.

  • Организация праздников и развлечений совместно с родителями.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем музыкальному руководителю проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев, песен, частушек. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Показывают детям спектакли и кукольные представления.

  • Родительские собрания.

Позволяют кратко и доступно раскрыть цели и задачи, суть профессио-нального взаимодействия музыкального руководителя с детьми.

Например, на одном из родительских собраний познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки. В первой части родительского собрания важно показать родителям, что в этом разделе даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Иногда им предлагается уже готовая информация по искусству, которую нужно «прослушать», а прослушав, «усвоить». Но самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи. Недооценивать воспитательное значение искусства в мире детства, значит – не использовать одну из прекраснейших возможностей педагогической деятельности, а именно, средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д.

Важно было обозначить, что начиная со средней группы, используются классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное.

В старшем дошкольном возрасте используются не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение.

Говоря о многогранности подхода, можно привести, что говорит о воз-действии на человека этих трёх видов искусств Н. А. Римский – Корсаков:

  • живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение,
  • поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение,
  • музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ.

Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.

Такой подход называется – «полихудожественный». Где «поли»«много», «художеств»«искусств», т.е. много искусств. И действуют они сразу одновременно.

Во второй части собрания организуется с родителями мастер – класс, на который представляются те музыкальные произведения, которые прослушали их дети в данной возрастной группе. Родителям задаются такие же вопросы, которые и их детям.

-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, стихи и смотрели картину?

-Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали?

-А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д.

Анализ ответов детей и родителей, позволяет сделать вывод, ответы детей на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители.

Далее родителям озвучивается, что рассказывают их дети, прослушав произведение (если кого из родителей интересует, что рассказывал их ребенок, это озвучивается родителям индивидуально).

Важно сказать родителям, что после такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок. Так появилась, еще одна форма — «домашнее задание», совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно пересказывают родителям свои чувства об услышанном произведении на музыкальном занятии. Родители и дети вместе фантазируют, и свои измышления воплощают в рисунках, поделках. На повторном прослушивании воспитанники представляют, показывают и рассказывают о своих произведениях, и очень приятно видеть с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил, что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих произведениях сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии.

Благодаря такому творческому тандему, родителей признаются, что они сами узнали много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетер-пением новых «домашних заданий» и рассказов детей о музыкальных занятиях.

Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.

Просмотров: 518
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Шмелева Юлия Владимировна. «Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Боушева Наталья Альбионовна. НОД спортивно – музыкального развлечения для родителей и детей «Вместе с мамой».
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Гудкова Марина Юрьевна. План работы музыкального руководителя ДОУ с родителями
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Губанова Анастасия Вадимовна. «Использование QR – кодов во взаимодействии музыкального руководителя со специалистами и родителями ДОУ»
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Суржок Марина Эдуардовна. «Реализация принципов дошкольного образования через театрализованную деятельность в работе музыкального руководителя»
  • Ворожцова Надежда Александровна. Совместная деятельность педагога — психолога и музыкального руководителя с детьми открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну здоровья».
  • Белла Григорян. Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ
  • Кузнецова Ольга Васильевна. Проектная работа «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
  • Фомичева Т. П., Лимаренко О.П.. «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Дворянкина Светлана Михайловна. Консультации для родителей 'Здоровый образ жизни ваших детей'
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Болдина Ирина Алексеевна. Консультация для родителей. Формирование начал экономических знаний у дошкольников. Полезные советы родителям по экономическому образованию.
  • Пличко Маргарита Юрьевна. Конспект музыкального тематического занятия, посвящённого международному Дню Музыки «Наполним музыкой сердца»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Гринчук Юлия Станиславовна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя детского сада
  • Задера Ираида Александровна. Статья «Эффективная форма сотрудничества с родителями: совместное театральное творчество родителей и детей»
  • Биктимирова Татьяна Владимировна Чурикова Мария Валерьевна Чащина Елена Александровна. Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, педагога-психолога и музыкального руководителя по теме «Осень» для детей подготовительной к школе группы с исполь
  • Дергачева Елена Анатольевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: 'ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИИ'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь