«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ»
Авторы:
- Фомичева Т. П., музыкальный руководитель.
- Лимаренко О.П., воспитатель.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что дошкольное образование должно быть направлено на охрану и укрепление физического, психического здоровья детей, в том числе на их эмоциональное благополучие. Именно поэтому первостепенной задачей педагогической работы музыкального руководителя ДОУ, является организация такой музыкооздоровительной работы, которая обеспечивала бы каждому ребенку укрепление психологического и физического здоровья, эмоционального благополучия, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Одно из направлений оздоровительной работы в нашем детском саду – это развитие музыкальных способностей через логоритмику, валеологические песенки-распевки, игровой самомассаж, пальчиковые и речевые игры, элементы музыкотерапии. Данная работа проводится музыкальным руководителем совместно с педагогами детского сада: воспитателями, учителями-логопедами, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и плаванию.
Теперь рассмотрим каждую здоровьесберегающую технологию подробнее.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика имеет оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). В результате систематического введения элементов логоритмики в музыкальные занятия дети стали раскрепощеннее, эмоциональнее, значительно улучшились их ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее.
Благодаря систематическому распеванию песенок-распевок на музыкальных занятиях, у детей улучшилась работа голосового аппарата, расширился диапазон голоса. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребенка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
«Разотру ладошки»: Очень холодно зимой, мерзнут ручки ОЙ ОЙ ОЙ, надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
Пальчиковые игры подбираю с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.
Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музыцированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал. Одним из видов речевых игр используемых мной является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыку для фона подбираю в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка с содержанием текста. Речевые игры включаю в праздники, развлечения, музыкальные конкурсы, викторины и КВН, занятия в театральном кружке и т.д.
Широко используется элементы музыкотерапии. Они способствуют коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей, специально стабилизирующей или как фон) музыкотерапию. Современные сведения совместно с древнейшими знаниями показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Развитию интеллектуальных способностей способствует фортепианная музыка, звучание рояля называют самой математической музыкой. Струнные инструменты воздействуют на сердце. Скрипки, виолончели, гитары развивают в человеке чувство сострадания. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов и согреть в холод, в то время, как мягкая музыка способна «охладить» нас. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Мы с детьми слушаем музыку с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой. Это снимает напряжение и раздражительность и восстанавливает спокойное дыхание.
С целью просвещения родителей по музыкальному воспитанию в семье и оздоровлению детей проводим консультации, открытые интегрированные занятия, встречи с представителями искусства города, посещение художественных выставок, музейных экспозиций.
Результатами работы по применению здоровьесберегающих технологий в рамках музыкальных занятий являются:
- снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
- повышение уровня речевого развития;
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Итак, использование музыкальных здоровьесберегающих технологий не только успешно развивает музыкальные способности дошкольников, сохраняет и укрепляет их здоровье.
|