Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» по теме «Африка» с детьми старшей группы «Теремок»
воспитатель: Клемина Светлана Николаевна г. Морозовск 2019 г. МБДОУ детский сад №37 «Колобок»
ОО «Познавательное развитие»
Цель: расширить знания детей об Африке.
Задачи:
- уточнять и расширять кругозор детей о животных и растениях Африки
- учить детей разгадывать загадки
- формирование умения узнавать и называть животных Африки
- формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания (пустыня, оазис, савана, джунгли)
- формировать представления о травоядных и хищных животных Африки
- развивать интерес к представителям живой природы
- совершенствование тактильных ощущений и восприятия
- воспитывать интерес к окружающему миру
- внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.
Оборудование: глобус, макет «Животные Африки», игрушки из серии «Животные Африки», пазлы «Животные Африки», мяч, иллюстрации с изображением флоры Африки.
Скачать конспект
Ход образовательной деятельности:
Звучит песня «Шесть материков». Воспитатель вносит глобус.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Что надо сделать?
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Вы знаете что это? (показывая на глобус)
Дети: глобус
Воспитатель: А кто знает, что такое глобус?
Дети: это модель Земли.
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете?
Дети: шесть
Воспитатель: Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Хотите сегодня совершить путешествие?
Дети: да
Дидактическая игра «Собери животных».
Воспитатель: Надеюсь, Вы догадаетесь, куда мы отправимся, если соберете картинки животных с этого материка.
Дети складывают пазлы «Животные Африки»
Воспитатель: Какие животные у Вас получились?
Дети (перечисляют): Обезьяна, крокодил, носорог, гепард, слон, жираф, лев, тигр, верблюд, змея.
Воспитатель: Так куда же мы сейчас отправляемся?
Дети: В Африку.
Воспитатель: Кто покажет этот материк на глобусе?
Дети показывают
Воспитатель: Итак, в путь! Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
Дети говорят волшебные слова.
Воспитатель направляет на детей горячий воздух феном. Звучат звуки природы африканской саваны.
Воспитатель: Вот мы и попали в Африку! Присаживайтесь.
Дидактическая игра «Угадай животного Африки»
Воспитатель: Скажите, а Вы загадки отгадывать умеете?
Дети: да
Воспитатель: Надо внимательно дослушать загадку до конца, не перебивать других. Готовы?
Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это — … лев
Он медлителен, велик.
К хоботу давно привык.
Всех зверей сильнее он.
Крепкий, мощный, сильный … слон
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … жираф
Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает?... крокодил
В чёрных пятнышках весь мех,
На деревьях отдыхает,
Он красивый, редкий зверь,
Подскажи, как называют?... леопард
Очень опасная полосатая кошка -
Но хищник не для игр
Это Африканский …тигр
Кто всех медленней ползет,
Домик на себе несет?
Спрятать голову от страха
Может в панцирь... черепаха
Африканская коняшка,
Полосатая тельняшка…Зебра
Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю Вам поиграть в «Чудесный мешочек». Согласны?
Дети: да
Воспитатель: В «Чудесном мешочке» у меня находятся игрушки животных Африки. По очереди будем угадать и назвать животное Африки.
Воспитатель складывает в мешочек игрушки: лев, гепард, крокодил, страус, жираф, слон, газель, буйвол, носорог, зебра.
Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям, предлагает вынуть от-туда одну игрушку. Дети угадывают животных Африки.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, всех животных угадали. Хотите со мной потанцевать?
Дети: да
Физминутка «У Жирафа пятна»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У бегемота складки, складки, складки, складочки везде.
У бегемота складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Дидактическая игра с макетом
«Травоядные и хищные животные Африки»
Воспитатель: Скажите, а как называются те животные, которые едят мясо?
Дети: Хищники
Воспитатель: Ребята, каких вы знаете хищников в Африке?
Дети: лев, крокодил, гепард, леопард, тигр
Воспитатель: Подумайте, пожалуйста, и скажите, как называют тех живот-ных, которые едят траву и другой растительный корм?
Дети: Травоядные
Воспитатель: Ребята, каких вы знаете травоядных животных в Африке?
Дети: слон, жираф, зебра, верблюд, обезьяна, буйвол и т.д.
Воспитатель: Травоядным животным Африки нужна наша помощь. По-можем?
Дети: да
Воспитатель: Тогда идемте за мной. Посмотрите, перед Вами животные. Надо разделить животных на 2 группы: «травоядные» и «хищники». Надо быть очень внимательными, и не брать животных, которые не живут в Африке. Все понятно?
Дети расставляют фигурки животных на макете на две группы «травоядные» и «хищники».
Воспитатель: Травоядные животные благодарят Вас.
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал»
Воспитатель: А можете узнать животное Африки, когда он кричит?
Дети: да
Воспитатель: Проверим? Занимайте свои места и внимание на экран.
Просмотр презентации «Голоса животных Африки».
Опыт «Легко ли верблюду шагать по песку?»
В небольшую емкость насыпается манная крупа. У каждого ребенка в руках карандаш, отточенный с одного конца.
Воспитатель: Ребята, в Африке много пустынь. А кого называют «кораблем пустыни»?
Дети: верблюда
Верблюда: Как вы думаете, что помогает верблюду ходить по горячему песку?
Ответы детей
Воспитатель: Представьте, что карандаш с острого края — модель ноги человека, а карандаш с другой стороны — нога верблюда. Ребята, попробуйте пройти острой стороной карандаша по песку и широкой (обратная сторона карандаша). Что вы заметили?
Дети: Что острая сторона карандаша легко проваливаются в песок, а широкая нет.
Воспитатель: Значит, какие мозоли должны быть у верблюда?
Дети: широкие.
Воспитатель: Правильно, ребята в природе нет ничего случайного, поэтому копыта у верблюда плоские и широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.
Дидактическая игра для детей «Угадай, чья это шкурка»
На столе лежат силуэты животных Африки и карточки с образцами окрасками.
Воспитатель: Животные очень удачно приспосабливаются к природным условиям. Защитная окраска нужна не только самому хищнику, чтобы незаметно подобраться к жертве, травоядные животные очень хорошо умеют маскироваться. Перед Вами карточки с силуэтными изображениями животных. Необходимо наложить силуэт животного на карточку, соответствующую окрасу этого животного, и помочь животным остаться незаметными.
Дети накладывают силуэт и картинку с окрасом этого животного.
Дидактическая игра «Угадай, чья тень»
На столе лежат карточки.
Воспитатель: Посмотрите, животные потеряли свою тень. Поможем жи-вотным найти свою тень?
Дети: да
Воспитатель: Возьмите карандаш и проведите линию от животного к его тени.
Каждый ребёнок ведет линию от животного к силуэту животного.
Воспитатель: Животные благодарят Вас, за помощь.
Дидактическая игра «Пустыня, саванна, джунгли»
Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Посмотрите внимательно на кар-тинки. Что на них изображено?
Дети: Савана, пустыня и джунгли.
Воспитатель: Некоторые животные заблудились. Поможем «расселить» животных к месту обитания?
Дети: да
Воспитатель: Будьте внимательны.
Выполнение работы детьми по желанию.
Воспитатель: А теперь посмотрим правильно ли вы, расселили животных.
Дидактическая игра «Самые, самые…»
Воспитатель: Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках?
Дети: мяч
Воспитатель: Я буду Вам бросать мяч и задавать вопрос об Африке, а Вы покажете, как хорошо знаете этот материк. Готовы? Назовите африканское животное способное выпить около 10 ведер воды за 15 минут.
Дети: верблюд
Воспитатель: Самое быстрое животное Африки?
Дети: гепард
Воспитатель: Кого называют царем зверей?
Дети: льва
Воспитатель: Колючее растение пустыни Африки?
Дети: кактус
Воспитатель: Самое длинношеее животное Африки?
Дети: жираф
Воспитатель: Самая крупная нелетающая птица Африки?
Дети: страус
Воспитатель: Самое зубастое животное Африки?
Дети: крокодил
Воспитатель: Самое крупное животное Африки?
Дети: слон
Воспитатель: Назовите дерево, из которого нельзя разжечь костер?
Дети: Баобаб
Воспитатель: В Африке находится самая большая пустыня в мире. Как она называется?
Дети: Сахара
Воспитатель: А где в пустыне может отдохнуть путник?
Дети: в оазисе
Воспитатель: В оазисах растут финиковые пальмы. Финики питательные, сладкие, липкие. Их с удовольствием едят и верблюды. Косточки – это их любимое лакомство. Сушенные финики называют «хлеб пустыни». Почему как вы думаете?
Дети: финики – основная еда жителей оазиса.
Воспитатель: Мы помогли животным и они решили угостить нас финиками. Угощайтесь, ребята! Не забывайте Африку, друзья!
Дети угощаются финиками.
Воспитатель: Мы можем отправляться назад, в детский сад. Повторяйте волшебные слова за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в детский сад хочу!
Дети поворачиваются вокруг себя.
Воспитатель: Наше путешествие в Африку благополучно завершилось. Мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Ребята, Вам понравилось наше путешествие по Африке?
Дети: да
Приложение
|