Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». В.А. Сухомлинский.
Семье принадлежит ведущая роль в формировании у детей нравственных ценностей. Родители и педагоги учат детей своим собственным примером, а потом уже наставлениями. В воспитании подрастающего поколения отводится большая роль произведениям художественной литературы.
Детям читают стихи, рассказы, рассказывают сказки, басни. Известно из наблюдений, что через определенный этап жизни, произведения художественной литературы отчасти забываются — появляются новые. Читателей становится меньше, теряется интерес к художественному слову. Зато большой интерес дети проявляют к мультфильмам иностранного происхождения, которые несут агрессию, бездушие, черствость, компьютерным играм. Выходит, что телевидение, компьютеры вытесняют книги. Напрашивается вопрос – много ли людей в современном мире читают регулярно? Что бы этого не произошло следует, как можно больше говорить о важности художественного слова в жизни каждого человека.
Что читать детям вправе решать родителям. Очень редко встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Большинство же внимательно слушают, проявляют интерес к прочитанному. Когда подрастет ребенок он сам определится с репертуаром, а пока мы должны показать красоту художественных произведений, донести поучительное содержание, научить вести диалог по прочитанному, научить отстаивать свою точку зрения о прочитанном. Что может повлиять на проявление интереса к художественны произведениям, это: чтение родителями в детстве, выразительное, эмоциональное преподнесение произведений художественной литературы. Все это по силам родителям, так как домашнее чтение одно из средств духовно-нравственного воспитания. Оно не только обогащает детей, но и родителей. Знания о семье, доброте и зле, о чистоте отношений – сближает старшее поколение с младшим. Очень жаль, что современное подрастающее поколение мало знает о своих предках. Семейное чтение способствует как раз больше узнать о них. Спросите как? Семейное чтение способствует сплочению семьи, установлению более близких внутрисемейных контактов, дает возможность почувствовать значимость жизненного опыта старших членов семьи у которых на каждый вопрос есть ответ, узнать о своих близких что-то очень важное и интересное.
После чтения произведений у детей появляется тема для разговора, обсуждения, что позволяет отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение, вступать в спор.
Основные рекомендации подбора произведений для чтения: художественные произведения в специально отведенное время, читать регулярно, если у детей возникают вопросы по прочитанному не спешить отвечать, а дать возможность подумать как они сами понимают данную ситуацию, так как очень важны умозаключения самого ребенка, если в семье есть дедушки и бабушки приглашать их для дискуссии, если интерес к одному и тому же произведению у ребенка все еще очень ярок и ребенок просит прочитать еще раз, читать следует с радостью и удовольствием. Проявление такого интереса говорит о том, что ребенка затронула данная тема и он эмоционально переживает сюжет произведения.
Семейное чтение сближает родителей и детей, пробуждает желание как можно чаще встречаться в кругу семьи, общаться, дарить радость, самому получать положительные эмоции.
Роль педагога в организации семейного чтения заключается в следующем: фиксация того, что родители рассказывают о своих детях, о их впечатлениях о прочитанном, применение ярких впечатлений в творческих играх, обсуждение ситуаций связанных с содержанием сказок, в которые ребенок применяет полученные знания, впечатления, отражение своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Семейное чтение самый доступный путь приобщения детей к жизненному опыту старшего поколения, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература:
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-6 лет» -М. 2010г.
- Руденко Т. «Книги хорошие, книги плохие» Ж: Дошкольное образование 2010г. №6.
- Пиминова И.П. Сластникова Л.А. «Семейное чтение». Целевая программа на 2008-2010г.
- Нежданова Л.И. Киченко Е.А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения. М: Просвящение, 1996г.
- Жукова Г.Д. «Семейное чтение в год семьи». М.Русская школьная ассоциация, 200г.
- Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения». — М. Просвящение, 2000г.
|