Илясова Анастасия Евгеньевна. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) В ДОУ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) В ДОУ

Под средой понимается пространство, окружающее ребенка: предметы, цвета, стенды, плакаты, помещения, территория и т. д. Пространство группы должно развивать ребенка. Как обстоят дела в обычных детских учреждениях. При входе в группу находятся шкафы, все стенды, вся информация располагается над шкафом, т. е. не для детей. Дети могут раздеться, положить свои вещи, или собраться. Перед прогулкой кто-то из детей одевается быстрее, кто-то медленнее, поэтому собранные дети страдают, чем заняться, из-за отсутствия вида деятельности. Не несет никакой развивающей функции. Спальня представляет собой помещение с кроватями по количеству детей, в которой можно только спать, и также не несет развивающей функции. Игровая комната, она же столовая, занята столами, т. е. предназначена для развития мелкой моторики, крупную предполагают развивать на площадке или в спортивном зале. Первое, не всегда позволяет осуществить из-за погодных условий, а второе, не во всех дошкольных учреждениях имеется данное помещение. Кроме того, территория, выделенная под игровую зону, не является мобильной, т. е. нет возможности переставлять, перемещать предметы. Цветовая гамма каждого помещения группы должна быть направлена на развитие чувств ребенка и приобщению к красоте.

 

Создание помещения со стенами одного цвета «розового», «голубого», «бежевого» не приводит к формированию разнообразных впечатлений и развитию чувственности. Это не значит, что комната должна представлять собой «калейдоскоп», все должно быть в меру и уметь сочетаться яркие и нежные, холодные и теплые, объемные и гладкие поверхности. Украшения в виде картин, штор, полок, ковриков может восполнить недостатки и представить помещение в разнообразной гамме. Согласно ФГОС ДО основными принципами для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ являются: • полифункциональность, • трансформируемость, • насыщенность, • доступность, • безопасность. Полифункциональность – возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, стендов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности. Трансформируемость – возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Порядок имеет большое значение и приучения детей к порядку главная задача. Для, взрослых, важно «как это выглядит» и «что об этом скажут другие». А для детей, важен «процесс» и удобство для него лично. Если в группе детей царит «творческий беспорядок», этому только можно порадоваться – значит, они чем-то увлечены. А это значит, что развитие личности идет как надо. А «приучение к порядку» можно встроить с помощью той же игры – соревнований «кто быстрее успеет убрать» (особенно под веселую музыку) или предложением «уложить игрушки спать». И, самое главное, системы хранения» для детей должны быть привлекательными и в легкой зоне досягаемости ребенка. В действительности дети очень мало учатся с помощью слов и советов. Гораздо большее впечатление на них производят реальные «дела» и искреннее внимание к их интересам. Насыщенность или содержательность – средства обучения и воспитания, материалы, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Не нужно переусердствовать с безопасностью. Например, в ясельных и младших группах выбирают для детей мягкое напольное покрытие. Застилают пол коврами для безопасности детей. Для лучшего развития ребенка медики советуют ходить по твердому покрытию. Тактильные ощущения в раннем возрасте имеют огромное значение для развития, поэтому поверхности и материалы должны быть разными по текстуре: гладкие, шелковистые, шероховатые, грубые и т. д. Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Основными этапами проектирования РППС являются: 1. Определение желаемого результата. 2. Постановка целей и задач проектирования РППС. 3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т. д.). 4. Определение проблем и рисков. 5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог. 6. Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС – какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов. 7. Определение конкретного плана. 8. Реализация проекта. 9. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).

Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит: • обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка; • создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов; • обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада. При формулировании целей проекта педагог ДОО должна понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. Данный принцип дает возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.

Просмотров: 523
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дёмина Елена Николаевна, Надуткина Екатерина Ивановна. «Организация РППС на прогулочной площадке старшего дошкольного возраста по сказке «Гуси — лебеди»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Моторкина Светлана Александровна. Особенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды группового помещения, игровой площадки и теневого навеса на территории ДОУ
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Рекомендации педагогам на тему «Создание предметно-развивающей среды во всех возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Петрова Оксана Васильевна. Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь