Практические занятия семейного клуба «Успех» для участников образовательного процесса в старшей группе.
Занятие 1
Сюжетное конструирование из пенопласта и кусочков ткани «Осенний пейзаж»
Цель: Формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей
Материал: Различные засушенные под прессом листья деревьев, ткань разного цвета, клеенка, клей ПВА, баночка, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, пресс.
Ход занятия:
1. Приветствие: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованных ранее приветствий. Мы все вместе будем повторять предложенное приветствие»
2. Выполнение работы: Часть работы (ствол, ветку, вазу) раскрасить гуашью, смешанной с клеем ПВА. Подождать, пока высохнет гуашь, а затем делать листья. Листья выполнить из кусочков ткани – наметить в пенопласте точки в контуре листика (можно фломастером), положить на точку кусочек ткани, подбирая нужные цвета, и воткнуть ткань в пенопласт с помощью палочки так, чтобы середина ткани ушла вглубь, а края остались снаружи. Делать так до тех пор, пока не раскрасится кусочками ткани все контурное изображение листка.
3. Объяснение домашнего задания: Написать, нарисовать сказку в кругу своей семьи.
4. Ритуал завершения занятия: «Колодец». Вся группа встает в плотный круг, лицом в центр, одновременно все делают вдох, затем продолжительный выдох со звуком «у-у-у» в центр круга.
Занятие 2
Аппликация из мятой бумаги «Цыпленок»
Цель: Установление более тесного эмоционального контакта между участниками.
Материал: Цветной картон, квадраты из цветной бумаги желтого цвета двух размеров с контурным изображением круга, вырезанные мелкие детали для дополнения изображения (клюв, ножки, глаза), разложенные на подносе,клеенка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: Все встают и задача каждого участника – поздороваться с каждым за руку, необходимо встретиться взглядом с тем с кем здоровайтесь, называть его по имени.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: Взять квадрат из цветной бумаги с контурным изображением круга, смять, затем разгладить на столе руками. Положить квадрат контурным изображением вверх и загнуть края по контуру круга по направлению к середине – должно получиться изображение круглой формы. То же сделать со вторым квадратом. Расположить изображение на листе. Затем выбрать на подносе мелкие детали и дополнить изображение. Намазать клеем только только загнутые края и приклеить к листу сначала изображение основной формы, затем мелких деталей.
4. Объяснение домашнего задания: «В течении трёх дней обращать особое внимание на окружающий мир , на природу, на отношения между людьми и постараться запомнить, записать».
5. Ритуал завершения занятия: Стихотворение произносят все.
«Я вас люблю!
Я всех люблю!
И всем привет горячий шлю»!
Занятие 3
Лепка из солёного теста «Вкусное печенье»
Цель: Расширение представлений участников клуба о самих себе и о своих детях, укрепление чувства доверия друг к другу.
Материал: Тесто, гуашь, клеенка, кисточка, подставка для кисточки, вода, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: «Пожалуйста, пусть каждый участник по очереди выскажет соседу справа пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким».
2. Обсуждение домашнего задания.
3.Выполнение работы: Вылепить из теста фигурки печенья, например круги и квадраты, затем немного сплющить их. Слепить из теста элементы узора, выложить на фигурки и приклеить с помощью воды. Когда тесто высохнет, раскрасить его гуашью.
4. Объяснение домашнего задания: «Дома закройте на минуту глаза, представьте, что к вам приходит лучшая подруга и вы показываете, как она вам дорога. Покажите это на своём ребёнке. Обнимайте своего ребёнка не меньше четырёх раз в день».
5. Ритуал завершения занятия. Игровая ситуация «Угостим печеньем кукол».
Занятие 4
Рисование цветным клейстером «Автобус»
Цель: Развитие чувства сплоченности между родителями и детьми.
Материал: Белый картон, кисточка, цветной клейстер 3-5 цветов, гуашь, подставка для кисточки, клеенка, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: Все участники садятся в круг. По счёту ведущего, на счёт три все одновременно, не договариваясь «выбрасывают» пальцы, повторить несколько раз.
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Выполнение работы: Нарисовать тонкой кисточкой краской контурное изображение автобуса .Раскрасить изображение цветным клейстером разных цветов. Дополнить изображение (мелкие детали) гуашью тонкой кистью, можно дорисовать несложный сюжет.
4. Объяснение домашнего задания: Придумать и написать историю на тему «Волшебная страна».
5. Ритуал завершения занятия: «Посмотрите на свои руки! Мы любим свои руки, они могут многое: обнять, поднять упавшего, дать корм птицам, животным. Скажите за что вы любите свои руки».
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки – погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
Занятие 5
Конструирование на плоскости из крупы и теста «Лыжники»
Цель: Развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, умения выражать свои чувства перед собственными детьми.
Материал: Цветной картон, манка, тесто, гуашь, клеенка, кисточка, подставка для кисточки, клей ПВА, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: Все участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Затем соединяют руки в центре круга и произносят слова: «Один за всех и все за одного».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: Сделать фон: цветной картон, закрепленный на дощечке, промазать клеем и посыпать манкой. Когда клей высохнет, вылепить из теста части лыжника, немного сплющить их, расположить на листе и приклеить с помощью воды. Когда тесто высохнет, раскрасить его гуашью.
4. Объяснение домашнего задания: «В течении трёх дней постарайтесь подсчитать, записать, сколько раз Вы обратились к своему ребёнку с положительными высказываниями (одобрением, поддержкой, радостным приветствием)».
5. Ритуал завершения занятия: Обыгрывание ситуации «Мы едем, едем, едем в далёкие края…».
Занятие 6
Рисование акварелью по туши «Клоуны»
Цель: Развитие способности выражать свои чувства, освобождение от неосознанных подавленных эмоций.
Материал: Белый картон, тушь одного цвета, баночка для туши, клеенка, кисточка, подставка для кисточки, акварельные краски, вода, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: «Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: Нарисовать на листе плотной бумаги контурное изображение клоуна (или обвести по готовому контуру, нарисованному простым карандашом) тушью тонкой кисточкой. Когда тушь высохнет, раскрасить изображение акварельными красками соответствующих цветов – тушь при раскрашивании не растекается.
4. Объяснение домашнего задания: В течении нескольких дней постарайтесь подсчитать и записать сколько раз Вы обратились к своему ребёнку с отрицательными высказываниями (с упрёком, критикой, замечанием).
5.Ритуал завершения занятия: Все участники держатся за руки. Стихотворение В. Кудрявцевой «Волшебник».
Хочу волшебником я стать,
Чтоб всё на свете смочь
Я сладко спал
И снилось мне
Волшебник будто я
Все звери в море, на земле
Мне верные друзья.
Но о мечте своей молчу -
Кто сможет мне помочь?
Лишь сам себе я помогу
Что захочу – я всё смогу.
Занятие 7
Аппликация из кусочков цветной бумаги «Цветочек на полянке»
Цель: Повышение компетентности в общении с собственными детьми и другими участниками клуба.
Материал: Белый картон, цветная бумага, иллюстрации из журналов, простой карандаш, трафареты, клеенка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка.
Ход занятия:
1.Приветствие: «Свободный стул». Один из участников группы встаёт, освобождает свой стул, хлопает по стулу и называет имя любого участника, приглашая сесть на этот стул. Участник, чьё имя произнесено встаёт со своего стула и садится на тот стул, куда его пригласили.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: Нарисовать или обвести по трафарету простым карандашом на листе контурное изображение цветка и отметить линией траву (землю). Выбрать кусочек цветной бумаги подходящего цвета и размера, приложить его к изображению (определяя, подходит или нет) и приклеить. Продолжать работу в той же последовательности.
4. Объяснение домашнего задания: В течении нескольких дней прослушивать вместе с детьми разнообразные музыкальные произведения и изображать на листе бумаги свои впечатления.
5. Ритуал завершения занятия: релаксационное упражнение «Росток»
Каждый бутончик Поворачивают голову
Склониться бы рад влево, вправо
Направо, налево
Вперёд и назад Наклоны
От ветра и зноя бутончики эти В центре соединяют
Спрятались живо в цветочном букете руки
Занятие 8
Аппликация из ватного листа «Ледоход»
Цель: Развитие творческого потенциала, способности видеть жизненные ситуации и разрешать затруднения.
Материал: Листы синего картона, ватный лист или готовые фигурки вырезанные из ватного листа, ножницы, баночка и кисточка для клея, подставка для кисточки, клеенка, салфетка.
Ход занятия:
1. Приветствие: Участники становятся в круг. «У кого какой цвет?» «Сейчас раздам карточки разного цвета, которые повторяются дважды, знайте, что у кого-то есть карточка такого же цвета, как у вас. Я буду перечислять названия овощей, фруктов и должны вставать в пару имеющие карточки соответствующих цветов, эмоционально выразите радость».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: На листе белой бумаги нарисовать цветным синим клейстером широкую полосу, и подождать пока высохнет или использовать несколько листов синего картона, склеенных вместе в виде полосы, выложить из готовых плоских фигурок или вырезать вместе с детьми изображения льдинок на полосе, оставляя между ними расстояния. Затем приклеить фигурки, прижимая салфеткой.
4. Объяснение домашнего задания: Дома нарисовать совместный рисунок «Моя семья»
5. Ритуал завершения занятия: Музыкальная игра «Кому платочек поднесу, с тем весело попляшу».
Занятие 9
Рисование сухой кистью «Солнышко»
Цель: Повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности.
Материал: Листы белой бумаги, трафарет – круг, клеенка, кисть, подставка для кисточки, полусухая краска.
Ход занятия:
1. Приветствие. Все встают в шеренгу, одновременно, на счёт ведущего все участники прыгают на 90 градусов, не указывается в какую сторону. Выполнять несколько раз, участники должны стоять в одну сторону.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Выполнение работы: На лист бумаги положить трафарет – круг. Левой рукой держать трафарет, а правой рисовать лучики: макать широкую мягкую кисть, набирая немного краски, в полусухую желтую краску и отрывистыми движениями проводить линии (штрихи) в нужных направлениях (по кругу). Затем убрать трафарет – получится «пушистое» изображение лучиков.
4. Обмен впечатлениями о занятиях в Семейном клубе «Успех».
5. Ритуал завершения занятия: Релаксационное упражнение.
Солнышко ясное встало
- Доброе утро! -
Сказало
- Доброе утро! -
Кричу я прохожим,
На утро похожим
- Доброе утро! -
Я слышу в ответ.
Мне улыбнулся сосед.
6. Совместное чаепитие.
|