Новикова Светлана Александровна Воспитатель первой категории ГБОУ Школа №1387 ДГ Ландыш г. Москва, Россия
Аннотация: В данной статье подробно раскрываются причины речевого развития детей дошкольного возраста, рассматриваются, определенные нормы речевого развития, этапы развития речи. Автор даёт ответы на вопросы, связанные с необходимыми условиями своевременного и правильного процесса речевого развития детей. Материалы данной статьи могут быть полезны логопедам, педагогам дошкольного образования.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, речевой аппарат, речевая патология, недоразвитие речи, дошкольный возраст.
РЕЧЬ (англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Речь и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Речи. (2)
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Существуют определенные нормы речевого развития детей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ— возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. На 1-м г. жизни ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком. Упражнение речевого аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно переходящее в лепет. Во 2-м полугодии жизни появляется понимание речи. Ребенок начинает связывать отдельные звукосочетания с предметами. С 10-11 мес появляются первые реакции на сами слова вне зависимости от того, в какой более комплексный раздражитель они включены.
Первое понимание слов еще неоднозначно, одно и то же слово дети связывают с разными предметами. Фраза воспринимается как малорасчлененный комплекс и понимается лишь в определенной ситуации. В то же время у детей появляются первые произносимые ими слова или звукосочетания, имеющие предметную отнесенность. В общении с окружающими людьми ребенок постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Сначала он произносит 1-2 слога из слова, при этом часто переставляет слоги, заменяет отдельные звуки другими. Процесс овладения правильным произнесением речевых звуков обычно завершается к 4, иногда к 5 г. Накопление словаря у ребенка происходит на 2-м и 3-м г. жизни, причем значения слов становятся все более определенными. К полутора годам ребенок владеет обычно 30-40 словами, к концу 2-го г. — 300 словами, а к возрасту 3 г. — примерно 1000 словами. К нач. 3-го г. жизни начинает формироваться грамматический строй речи. Примитивные предложения, в которых слова стоят рядом без согласования ( «мама пить моко, мика»), постепенно заменяются грамматически более правильными. Приблизительно к возрасту 2 г. дети практически уже владеют единственным и множественным числом существительных и некоторыми падежными окончаниями, а также некоторыми временами и лицами глаголов.
В дошкольном возрасте (3-6/7 лет) продолжается расширение словарного запаса. К возрасту 7 лет дети используют активно в речи до 3000-4000 слов. В этом возрасте дети склонны к словесным новообразованиям (неологизмам), которые они создают по аналогии с др. известными им словами (напр., дождь «налужил»). К концу дошкольного возраста дети владеют практически уже почти всеми законами словообразования и словоизменения. Овладение грамматическим строем речи происходит в единстве с развитием мышления. Дети переходят ко все более сложным формам высказывания, выражая причинно-следственные и целевые отношения между предметами и действующими лицами. Появляются зачатки связной, контекстной речи, однако речь дошкольника, как правило, ситуативна, изобилует указательными местоимениями, в речи много нарушений связности.
В период речевого развития ребенка в процессе речевой практики можно выделить три этапа развития речи:
Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых фактов.
В возрасте от 2,5 до 4, 5 лет ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Успехи в овладении языком связаны с практическим обобщением языковых фактов. Это практические обобщения не является сознательными грамматическими понятиями, поскольку представляют собой «построение по образцу», то есть основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным «источником» новых слов являются взрослые.
Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые, строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».
Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления
Эта стадия развития речи ребенка начинается в возрасте 4 – 5 лет и характеризуется тем, что развитие его речи теперь тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные ( «потому что»), целевые ( «чтобы»), следственные ( «если») и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка.
Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом изучения языка
Трудности предыдущего периода освоения речи ребенком преодолеваются лишь в ходе следующего, третьего этапа – развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. (5).
Стоит отметить, что отличия в развитии речи представителей разного пола проявляется в темпах овладения речью и в специфике использования языковых средств (4)
Мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек (на 4-6 месяцев). В исследовании Т.П. Хризман, В.Д. Еремеевой выявлено, что девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясной речи. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков (3)
В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), девочки склонны к предметно-оценочной речи, употреблению существительных, отрицаний и утверждений.
Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью. (1)
По данным М.М. Безруких, к моменту поступления в школу у 2/3 девочек уже сформированы графические навыки, речь, понимание учебной задачи, у них более высокий уровень смысловой памяти и работоспособности. При этом каждый второй мальчик приходит к школьному обучению в состоянии незрелости.
Причины речевых нарушении
Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).
Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например, дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1 — 2 г., в 3 г. и в 6 — 7 лет.
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
- Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
- Родовая травма и асфиксия (СНОСКА: Асфиксия — недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
- Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:
- семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
- семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
- семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
- семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (СНОСКА: Гипоксия — кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
быть психически и соматически (СНОСКА: Sота (греч.) — тело человека (организм).) здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. (6)
Литература:
- Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
- Большой психологический словарь. Печатное издание: Редакторами Большого психологического словаря были — Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко Издательство Прайм-Еврознак в 2007 году
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб., 1998
- Лашкова Л.Л. Гендерные проявления в речевом развитии дошкольников // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцина, 2009) (Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.; Воронеж, 2004
- Психология детства. Учебник Под общей редакцией А.А. Реана – СПб., прайм-Еврознак, 2006
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина * —— М.: Просвещение, 1989. —223 с.: ил.
|