Хохлова Ольга Александровна, воспитатель МДОУ № 136 г. Мурманска
Речевой слух — понятие широкое. Развитие речевого слуха предполагает:
- развитие фонематического слуха — умения дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка и различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).
- развитие слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и направление звука.
- развитие звуковысотного слуха — способности слышать отличаются звуки по высоте или нет.
- развитие темпа и ритма речи, основанных на способности правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.
Скачать конспект
Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры.
Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Оформляю дидактические игры в формате презентации. Игры использую по принципу усложнения игровых и учебных заданий.
Игры для развития фонематического слуха
Младший дошкольный возраст
- «Кто так говорит?» — овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
- Игры-загадки (например, «Доскажи словечко»).
- «Назови слоги» — овладение умением выделять и называть слоги в слове.
- «Как услышишь, хлопни» — овладение умением выделять среди других заданный звук.
- «Какой звук первый?» — овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный).
- «Песни леса» — учить выделять гласные А, О, У из ряда гласных звуков.
- «Повторялки» — учить дифференцировать прямые и обратные слоги.
- «Звук убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать звук, который «убежал» (мо... (х), ро... (г), ко.. (т) и т.д.).
- «Слог убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать слог, который «убежал».
Старший дошкольный возраст
- Лото «Определи первый звук в слове» — упражнять детей в выделении первого звука в слове.
- «Сколько звуков» — взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- «Цепочка слов» — упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
- «Найди место звука в слове» — упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
- «Подбери слово к схеме» — упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).
- «Кто в домике живет?» — упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
- «Составь пирамиду» — упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (старшая группа) и четырехсложные (подготовительная группа) слова.
- «Поезд» — учить определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
- «Живые звуки, слоги» — учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Для закрепления полученных навыков, использую игровые упражнения-задания (перепрыгнуть через скакалку / отбить мяч от пола / прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); найти вокруг предмет, название которого начинается со звука м).
«Чуткие ушки», «Сигнальщики» — выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д.
«Добавь звук», «Отними звук» — образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д.
«Превращения» — аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка).
Обращаю внимание на работу с предложением — составить предложение, правильно расставить разрозненные слова в одну законченную фразу ( «Живые слова»), договаривать слова к знакомым стихотворным строкам и т. д.
Игры для развития слухового внимания
Младший дошкольный возраст
- «Угадай, кто кричит?», «Кто позвал?»,
- «Кто внимательный» — выполнение сложной речевой инструкции, произнесённой шёпотом на расстоянии 3 — 4 м от ребёнка (Саша, возьми книжку; Коля возьми куклу и посади в машину и т. д.).
- «Повтори за мной», «Где колокольчик (погремушка)?», «Чей голос?» (птицы и животные).
Старший дошкольный возраст
- «Телефон», «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом), стихи, небылицы.
- «Найди игрушку» — ребёнок отыскивает спрятанную игрушку, опираясь на звуковые подсказки детей (хлопки: тише — громче),
- «Что шуршит?» — дети определяют, какой материал издаёт звук — фольга, целлофан, бумага и т.п.;
- «Музыка пальцев» — нужно услышать, как стучат пальчики на разных поверхностях (деревянной, стеклянной и т.д.), как шагают пальчики – тихо, быстро и т.д.
- «Эхо» — формировать слуховое внимание, умение различать близкие по звучанию фонемы (повторить сложные слова или скороговорки).
- «Эхо» — необходимо произнести детям только последний слог в слове.
Использую кратковременные «минуты тишины». Их можно превращать в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». В ходе этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).
Звуковысотный слух
Игры на развитие звуковысотного слуха относят к категории музыкально-дидактических игр, в этой области работают музыкальные руководители.
Воспитатель может использовать упражнения для развития звуковысотного диапазона:
- произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
- произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
- начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у» — изобрази эти звуки голосом.
- вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.
Игры на развитие темпа и ритма речи
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи.
Младший дошкольный возраст
- «Как бегают зверята» — выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка (медведь-, заяц-, мышка-).
- «Песенки-ритмы» — например, «Зайчик», «Наша Таня»:
Зайчик ты зайчик, педагог ритмично ударяет в бубен,
Коротенькие ножки. а дети прыгают на двух ногах.
На этих ножках дети вместе с педагогом выставляют
Красные сапожки. вперед ноги поочередно.
- «Дождик льет и капает» — различать темп звучания (частое и редкое звучание).
- «Упражнения с ладошками» — педагог говорит, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Например:
4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
И так далее, можно использовать как физминутку.
- «Игры с палочками» — упражнения проводят сидя на полу, можно использовать карандаши. Например:
Стучать палочкой о палочку (то одна, то другая сверху).
Стучать поочередно каждой палочкой по полу (разными длительностями: четвертными и восьмыми).
3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку.
Сначала упражнения проводят по счет педагога, потом – без счета – на внимание.
Старший дошкольный возраст
«Послушай, как стучит сердце» — знакомство с ритмом.
«Покажи нужную карточку» — определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком.
«Простучи столько раз, сколько точек на карточке» — воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз.
«Простучи, как я скажу» — воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции.
- Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
- Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.
Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
- Игра «Барабанщик». Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-памм!
Пам-пара-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
- Игра «Дирижер». Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение
Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
- «Упражнения с ладошками» — с усложнением игр младшего дошкольного возраста. Например:
2 хлопка в свои ладоши, 1 хлопок – в ладоши партнера.
2 хлопка в ладоши партнера, 1 хлопок – в свои ладоши.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256с.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005.
- Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова А.И.; Под ред. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1984. – 223с.
- Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). — СПб.: «Паритет», 2003. -112с.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991. – 208с.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
|