Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Хохлова Ольга Александровна, воспитатель МДОУ № 136 г. Мурманска

Речевой слух — понятие широкое. Развитие речевого слуха предполагает:

  1. развитие фонематического слуха — умения дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка и различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).
  2. развитие слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и направление звука.
  3. развитие звуковысотного слуха — способности слышать отличаются звуки по высоте или нет.
  4. развитие темпа и ритма речи, основанных на способности правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

Скачать конспект

Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Оформляю дидактические игры в формате презентации. Игры использую по принципу усложнения игровых и учебных заданий.

Игры для развития фонематического слуха

Младший дошкольный возраст

  • «Кто так говорит?» — овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
  • Игры-загадки (например, «Доскажи словечко»).
  • «Назови слоги» — овладение умением выделять и называть слоги в слове.
  • «Как услышишь, хлопни» — овладение умением выделять среди других заданный звук.
  • «Какой звук первый?» — овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный).
  • «Песни леса» — учить выделять гласные А, О, У из ряда гласных звуков.
  • «Повторялки» — учить дифференцировать прямые и обратные слоги.
  • «Звук убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать звук, который «убежал» (мо... (х), ро... (г), ко.. (т) и т.д.).
  • «Слог убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать слог, который «убежал».

Старший дошкольный возраст

  • Лото «Определи первый звук в слове» — упражнять детей в выделении первого звука в слове.
  • «Сколько звуков» — взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  • «Цепочка слов» — упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
  • «Найди место звука в слове» — упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
  • «Подбери слово к схеме» — упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).
  • «Кто в домике живет?» — упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
  • «Составь пирамиду» — упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (старшая группа) и четырехсложные (подготовительная группа) слова.
  • «Поезд» — учить определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
  • «Живые звуки, слоги» — учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Для закрепления полученных навыков, использую игровые упражнения-задания (перепрыгнуть через скакалку / отбить мяч от пола / прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); найти вокруг предмет, название которого начинается со звука м).

«Чуткие ушки», «Сигнальщики» — выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д.

«Добавь звук», «Отними звук» — образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д.

«Превращения» — аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка).

Обращаю внимание на работу с предложением — составить предложение, правильно расставить разрозненные слова в одну законченную фразу ( «Живые слова»), договаривать слова к знакомым стихотворным строкам и т. д.

Игры для развития слухового внимания

Младший дошкольный возраст

  • «Угадай, кто кричит?», «Кто позвал?»,
  • «Кто внимательный» — выполнение сложной речевой инструкции, произнесённой шёпотом на расстоянии 3 — 4 м от ребёнка (Саша, возьми книжку; Коля возьми куклу и посади в машину и т. д.).
  • «Повтори за мной», «Где колокольчик (погремушка), «Чей голос?» (птицы и животные).

Старший дошкольный возраст

  • «Телефон», «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом), стихи, небылицы.
  • «Найди игрушку» — ребёнок отыскивает спрятанную игрушку, опираясь на звуковые подсказки детей (хлопки: тише — громче),
  • «Что шуршит?» — дети определяют, какой материал издаёт звук — фольга, целлофан, бумага и т.п.;
  • «Музыка пальцев» — нужно услышать, как стучат пальчики на разных поверхностях (деревянной, стеклянной и т.д.), как шагают пальчики – тихо, быстро и т.д.
  • «Эхо» — формировать слуховое внимание, умение различать близкие по звучанию фонемы (повторить сложные слова или скороговорки).
  • «Эхо» — необходимо произнести детям только последний слог в слове.

Использую кратковременные «минуты тишины». Их можно превращать в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». В ходе этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Звуковысотный слух

Игры на развитие звуковысотного слуха относят к категории музыкально-дидактических игр, в этой области работают музыкальные руководители.

Воспитатель может использовать упражнения для развития звуковысотного диапазона:

  • произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
  • произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
  • начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у» — изобрази эти звуки голосом.
  • вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Игры на развитие темпа и ритма речи

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи.

Младший дошкольный возраст

- «Как бегают зверята» — выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка (медведь-, заяц-, мышка-).

- «Песенки-ритмы» — например, «Зайчик», «Наша Таня»:

Зайчик ты зайчик, педагог ритмично ударяет в бубен,

Коротенькие ножки. а дети прыгают на двух ногах.

На этих ножках дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки. вперед ноги поочередно.

- «Дождик льет и капает» — различать темп звучания (частое и редкое звучание).

- «Упражнения с ладошками» — педагог говорит, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Например:

4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза).

3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

И так далее, можно использовать как физминутку.

- «Игры с палочками» — упражнения проводят сидя на полу, можно использовать карандаши. Например:

Стучать палочкой о палочку (то одна, то другая сверху).

Стучать поочередно каждой палочкой по полу (разными длительностями: четвертными и восьмыми).

3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку.

Сначала упражнения проводят по счет педагога, потом – без счета – на внимание.

Старший дошкольный возраст

«Послушай, как стучит сердце» — знакомство с ритмом.

«Покажи нужную карточку» — определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком.

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке» — воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз.

«Простучи, как я скажу» — воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции.

- Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

- Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

- Игра «Барабанщик». Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-памм!

Пам-пара-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

- Игра «Дирижер». Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

- «Упражнения с ладошками» — с усложнением игр младшего дошкольного возраста. Например:

2 хлопка в свои ладоши, 1 хлопок – в ладоши партнера.

2 хлопка в ладоши партнера, 1 хлопок – в свои ладоши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256с.
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005.
  5. Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
  6. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова А.И.; Под ред. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  7. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). — СПб.: «Паритет», 2003. -112с.
  8. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64с.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991. – 208с.
  10. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
  11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Просмотров: 669
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Лошковых Марина Алексеевна. НОД. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи имеющих минимальные дизартрические расстройства. Тема: Звук «Р».
  • Хамитова Дина Асгатовна. Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь