Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения

  • Татьяна Михайловна Щеглова, воспитатель (первая квалификационная категория),
  • Ирина Александровна Язикова, воспитатель (первая квалификационная категория).

Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, Чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, Чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В.А. Сухомлинский

2017 год в России объявлен годом экологии. В связи с этим мы уделили особое внимание этой теме в образовательной работе с детьми и их родителями.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально—ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

 

Детский сад является первым звеном системы первого непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель:

Ознакомление дошкольников с природой ближайшего окружения.

Приступая к работе, перед собой поставила следующие задачи:

Задачи:

  1. Приобщить к экологической культуре;
  2. Создать условия для понимания ребенком существенных связей между живыми организмами и восприятием природы целостно;
  3. Формировать гуманные отношения ко всему живому;
  4. Создать условия для усвоения ребенком правил поведения в природе.

Формы работы:

Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

  1. Познавательные занятия;
  2. Экскурсии;
  3. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огород на окне;
  4. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и т.д.;
  5. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  6. Наблюдения в природе;
  7. Экспериментирование;
  8. Театрализованная деятельность;
  9. Проектная деятельность.

Применяемые виды деятельности:

Чтение художественной литературы В. Бианки, Е. Чарушина, С. Бунтовской и других писателей, а также пословиц, отгадывание загадок.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Проводим беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила Леса», «Кто оставил следы на снегу», «Планета Земля» и др.

В наших группах созданы картотеки растений по правильному уходу за ними.

Кроме ухода за комнатными растениями, детей очень увлекает сезонная работа в уголке природы. Это зимне-весенние посевы семян и посадка луковиц

«Огорода на окне».
Огород мы посадили
Всех во круге удивили.
Лучок, горошек и салат

Настоящий вырос клад.
Поливали и рыхлили
Эксперименты проводили.
Все пойдет к нам на обед

Приготовим винегрет

Ежегодно в группе мы вместе с детьми организуем на своих подоконниках «Огороды на окне». В летний период на групповом участке соорудили грядку и организовали посадку овощных культур.

Цель создания такого огорода — знакомство детей с посадкой и выращиванием овощных культур, повышение интереса к творческому изучению природных объектов, воспитания трудовых навыков. Получение результатов своего труда.

Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, постройки из снега) Наблюдения за живой и неживой природой.

В течение учебного года организовываем экскурсии: в музей природы г. Иркутска, Ботанический сад, где организован «контактный зоопарк», зоогалерею, мини музей детского сада «Сибирь – мой край родной», кабинет экологии, целевые прогулки.

В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок», презентации новых номеров журнала, мультфильмов о животных родного края. В гости к нашим детям приходит детская писательница Софья Бунтовская (девочка Таежка). Она проводит познавательные беседы, игры.

С. Бунтовская присутствовала на показе детьми спектакля по сказке «Красный Волк и Серая Шапочка» и дала высокую оценку постановки сказки на экологическую тему.

Участвуя в театрализованных представлениях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально — игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

В группах, совместно с родителями проводим природоохранные акции «Покормите птиц зимой», сбор макулатуры, «Елочка, зеленая иголочка», развешиваем плакатов в защиту природы и т.д.

Знакомство с животным и растительным миром проходит и в игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности. Особое внимание уделяем чтению художественной литературы, рассматриванию различных энциклопедий о животных и растениях, знакомим детей с Красной книгой Иркутской области.

Большое внимание отводится сотрудничеству с семьей. С целью преемственности вопросов экологического воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены консультации для родителей на тему: «Умеет ли природа говорить», «Прикоснись к природе сердцем», «Правила отношения к природе начинается в семье», «Животные Байкала», «Не быть равнодушным», «Нерпа – чудо Байкала», «Экологическое воспитание через ознакомление с животным миром» и др.

Проводятся выставки и рисунки семейных экологических газет, акции «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», экологическая викторина.

Праздник осени с участием родителей (показ спектакля детям).

Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их нам дает природа. И только тот человек живет интересно, кто узнает каждый день что-то новое, удивительное.

В результате усилий всех участников образовательного процесса дети получили (получают) возможность постигать мир природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается; интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснениям явления природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать.

Работая по данной теме, подвигли родителей наших детей на поэтическое творчество:

Моя мама – байкальская нерпа
Я ребенок нерпячий, белек.
Я послушный и даже примерный
Мой любимый десерт – омулёк.

Дом родной – снежный берег Байкала,
Ледяная прозрачная гладь.
«Скоро вырастешь, мама сказала,
Будем вместе за рыбкой нырять»

И я вырос из снежных пеленок
Я пополз по хрустальному льду
Я не просто малыш, я нерпёнок!
Обязательно в воду пойду!

Я ползу, и мне хватит силенок
Пусть запомнит на долго Байкал,
Как малыш – несмышленый нерпёнок
Свою первую рыбку поймал!

Хочется закончить словами: «Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые».

Просмотров: 504
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Аверина Елена Викторовна. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Тищенко Марина Николаевна. Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе «ОГОРОД НА ОКНЕ»
  • Крохина Оксана Александровна. Презентация для детей средней группы для использования в НОД 'Ознакомление с миром природы'
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Чилина Ирина Александровна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Дикие животные в лесу» по ознакомлению с миром природы в младшей группе с использованием ИКТ.
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Шабалтай Ирина Петровна. Ознакомление дошкольников с природой через проектную деятельность по теме «Рыбки»
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Новикова Елена Петровна. «Зимние явления в неживой природе»
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
  • Халанская М.Н. Соавтор Попова И.С.. Методическая разработка открытого интегрированного занятия для детей средней группы и родителей «Здоровье природы в наших руках!»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Честных Елена Витальевна. Конспект НОД по Познавательному развитию. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с миром природы. Тема: «Путешествие в осень» — итоговое занятие по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь