- Татьяна Михайловна Щеглова, воспитатель (первая квалификационная категория),
- Ирина Александровна Язикова, воспитатель (первая квалификационная категория).
Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, Чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, Чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес природе, облагораживал сердце и закалял волю. В.А. Сухомлинский
2017 год в России объявлен годом экологии. В связи с этим мы уделили особое внимание этой теме в образовательной работе с детьми и их родителями.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально—ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Детский сад является первым звеном системы первого непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель:
Ознакомление дошкольников с природой ближайшего окружения.
Приступая к работе, перед собой поставила следующие задачи:
Задачи:
- Приобщить к экологической культуре;
- Создать условия для понимания ребенком существенных связей между живыми организмами и восприятием природы целостно;
- Формировать гуманные отношения ко всему живому;
- Создать условия для усвоения ребенком правил поведения в природе.
Формы работы:
Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
- Познавательные занятия;
- Экскурсии;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огород на окне;
- Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и т.д.;
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Наблюдения в природе;
- Экспериментирование;
- Театрализованная деятельность;
- Проектная деятельность.
Применяемые виды деятельности:
Чтение художественной литературы В. Бианки, Е. Чарушина, С. Бунтовской и других писателей, а также пословиц, отгадывание загадок.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Проводим беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила Леса», «Кто оставил следы на снегу», «Планета Земля» и др.
В наших группах созданы картотеки растений по правильному уходу за ними.
Кроме ухода за комнатными растениями, детей очень увлекает сезонная работа в уголке природы. Это зимне-весенние посевы семян и посадка луковиц
— «Огорода на окне». Огород мы посадили Всех во круге удивили. Лучок, горошек и салат
Настоящий вырос клад. Поливали и рыхлили Эксперименты проводили. Все пойдет к нам на обед
Приготовим винегрет
Ежегодно в группе мы вместе с детьми организуем на своих подоконниках «Огороды на окне». В летний период на групповом участке соорудили грядку и организовали посадку овощных культур.
Цель создания такого огорода — знакомство детей с посадкой и выращиванием овощных культур, повышение интереса к творческому изучению природных объектов, воспитания трудовых навыков. Получение результатов своего труда.
Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, постройки из снега) Наблюдения за живой и неживой природой.
В течение учебного года организовываем экскурсии: в музей природы г. Иркутска, Ботанический сад, где организован «контактный зоопарк», зоогалерею, мини музей детского сада «Сибирь – мой край родной», кабинет экологии, целевые прогулки.
В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок», презентации новых номеров журнала, мультфильмов о животных родного края. В гости к нашим детям приходит детская писательница Софья Бунтовская (девочка Таежка). Она проводит познавательные беседы, игры.
С. Бунтовская присутствовала на показе детьми спектакля по сказке «Красный Волк и Серая Шапочка» и дала высокую оценку постановки сказки на экологическую тему.
Участвуя в театрализованных представлениях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально — игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
В группах, совместно с родителями проводим природоохранные акции «Покормите птиц зимой», сбор макулатуры, «Елочка, зеленая иголочка», развешиваем плакатов в защиту природы и т.д.
Знакомство с животным и растительным миром проходит и в игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности. Особое внимание уделяем чтению художественной литературы, рассматриванию различных энциклопедий о животных и растениях, знакомим детей с Красной книгой Иркутской области.
Большое внимание отводится сотрудничеству с семьей. С целью преемственности вопросов экологического воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены консультации для родителей на тему: «Умеет ли природа говорить», «Прикоснись к природе сердцем», «Правила отношения к природе начинается в семье», «Животные Байкала», «Не быть равнодушным», «Нерпа – чудо Байкала», «Экологическое воспитание через ознакомление с животным миром» и др.
Проводятся выставки и рисунки семейных экологических газет, акции «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», экологическая викторина.
Праздник осени с участием родителей (показ спектакля детям).
Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их нам дает природа. И только тот человек живет интересно, кто узнает каждый день что-то новое, удивительное.
В результате усилий всех участников образовательного процесса дети получили (получают) возможность постигать мир природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается; интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснениям явления природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать.
Работая по данной теме, подвигли родителей наших детей на поэтическое творчество:
Моя мама – байкальская нерпа Я ребенок нерпячий, белек. Я послушный и даже примерный Мой любимый десерт – омулёк.
Дом родной – снежный берег Байкала, Ледяная прозрачная гладь. «Скоро вырастешь, мама сказала, Будем вместе за рыбкой нырять»
И я вырос из снежных пеленок Я пополз по хрустальному льду Я не просто малыш, я нерпёнок! Обязательно в воду пойду!
Я ползу, и мне хватит силенок Пусть запомнит на долго Байкал, Как малыш – несмышленый нерпёнок Свою первую рыбку поймал!
Хочется закончить словами: «Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые».
|