Семинар – практикум для родителей и детей с ОВЗ
(группа кратковременного пребывания)
Вяткина Лариса Анатольевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад №65» Приморский край П. Врангель.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи.
- Формирование у родителей стремления к совместным играм с детьми.
- Определение значимости для родителей гармоничного личностного развития ребенка с ОВЗ через общение с взрослыми.
- Познакомить родителей с основными методами и приемами работы по развитию у детей с ОВЗ речевого дыхания, артикуляционного праксиса,
зрительно-моторной координации, используя здоровьесберегающие технологии.
4. Обучить практическому использованию разнообразных игровых массажей и самомассажей.
Ход мероприятия.
Добрый день уважаемые родители. Сегодня мне хочется провести не просто родительское собрание, а обучающий семинар, пройти с вами небольшой экскурс по коррекционной работе с нашими детками.
В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Поэтому, уважаемые родители, вы играете исключительную роль в жизни своего ребенка, на вас ложится основная ответственность за его развитие. Вы должны стать активными участниками коррекционно — педагогической системы, а потому необходимо обучиться методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, выбрать оптимальное направление работы.
Реализация целей коррекции достигается только через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в развитии к себе и миру, что требует от взрослых, как активных «строителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий.
Предлагаю вам занимательные упражнения, для развития речи, которые вы будете выполнять вместе с вашими детьми. Поприветствуем наших детей. (Называем имя каждого ребёнка).
Логопед. Дай ладошечку, Златочка. (ребёнок подает ладошку логопеду) Я поглажу тебя по ладошечке. (поглаживает ребёнка по ладошке)
Родитель. Дай ладошечку, моя доченька. (дети подают ладошку родителю) Я поглажу тебя по ладошечке. (поглаживает детей по ладошке)
Логопед. На ладошечку, Златочка. (подает ладошку ребёнку) Ты погладь меня по ладошечке. (ребёнок поглаживает логопеда по ладошке)
Родитель. На ладошечку, моя доченька. (подает ладошку ребёнку) Ты погладь меня по ладошечке.
Каждое утро и каждое коррекционное занятие начинаем с упражнений по развитию речевого дыхания.
I. Упражнение на развитие дыхательной гимнастики.
Все речевые звуки образуются на выдохе. Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого аппарата, развитию и укреплению грудной клетки, улучшает мозговое кровообращение, как профилактика возникновения болезней дыхательных путей, восстановлению носового дыхания при его нарушении. Делать упражнения необходимо ежедневно и лучше в утренние часы. Каждое упражнение повторяется 8 раз, перерыв 3-5 сек. Желательное время для дыхательной гимнастики 5мин. Все упражнения проводим в игровой форме.
Предлагаю небольшой комплекс.
- «Перышко» ребенок поддувает на легкие предметы – перышко, вату, бумажку,.
- «Бабочка лети» вызываем длительный направленный выдох.
Бабочка летала, Над Данечкой порхала, Даня не боится Бабочка садится. (Опустите бабочку на ладошку своему ребенку и подуйте на неё)
3. «Погреем ручки» Упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
4. «Брось мяч» — упражнения с проговариванием звуков. (Возьмите в руки мяч, поднимите над головой и резкий сброс на пол Б-А-Х)
II. Игровой массаж и самомассаж.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, расширение капилляров кожи; улучшение подвижности связочного аппарата; побуждение к активности; в воспитательном направлении: тонизирует центральную нервную систему; развивает положительные эмоции.
При выполнении необходимо соблюдать определенные требования:
- помещение должно быть хорошо проветренным
- ОБЯЗАТЕЛЬНО вымыть руки и лицо ребенка
- ногти ребенка должны быть коротко пострижены
- соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах)
- не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи.
Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение
Массаж и самомассаж лица выполняется самим ребенком, или взрослым.
Уважаемые родители, можете взять своего ребенка на руки и выполнять упражнения рука в руку.
Самомассаж мышц головы и шеи:
- «Я хороший» — расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
- «Наденем шапочку» — и.п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица:
- «Рисуем дорожки» — движения пальцев от середины лба к вискам.
- «Рисуем яблочки» — круговые движения от середин лба к вискам.
- «Дождик» — легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
- «Рисуем брови» — провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
- «Наденем очки» — легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
- «Нарисуем усы» — движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
- «Клювик» — движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
- «Погладим подбородок» — тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
- «Пальцевой душ» — набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
- «Нарисуем три дорожки» — движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
- «Нарисуем кружочки» — круговые движения кончиками пальцев по щекам.
- «Погреем щечки» — растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
- «Паровозики» — сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух — чух».
- «Пальцевой душ» — набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
- «Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
- «Умыли личико» — ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
- На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).
Игра 1. «Мяч»
Садимся на пол вместе с детьми, напротив друг друга, покатываем мяч по рукам и ногам ребенка, ваши действия будут сопровождаться текстом.
Тише, мяч, не торопись. Ты по ручкам прокатись. Ты по ножкам прокатись. И обратно возвратись.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. В комплексе пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Логопед. Поиграйте с нами.
2. “Домик”.
Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальца.
– Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.) – Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) – Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.) – В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
III. Релаксация. «Обнимашки» (холдинг терапия).
Способствуют укреплению физической связи между матерью и ребенком, что позволяет наладить эмоциональный контакт.
Такие важные для развития вещи как голос матери, улыбка, телесный контакт могут развивать в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Ребенок становится более контактным, улучшается зрительный контакт, включаются в ситуацию, начинают подражать при выполнении тех или иных действий.
Почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение.
Возьмите своего ребенка на руки, лицом к себе, и пока будет звучать музыка — обнимайте, гладьте, говорите ему приятные слова, как вы его любите, какой он хороший, родной и т.д.
- Вопрос к детям — вам было приятно, когда гладила мама, папа?
IV. Артикуляционная гимнастика
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применим такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Предлагаю выполнить вместе, простые и доступные упражнения для наших детей.
- «Бегемотики» — широко откроем ротик. Если ребенок затрудняется широко открыть рот, можно сложить в «щепотку» три пальчика (большой, указательный и средний) и предлагаем покормить бегемотика, погружая «щепотку в полость рта, можно произносить при этом «звук а».
- «Прятки» (покажи язычок – спрячь язычок); раскрытая ладонь — язык вперед, сжали в кулачок – язык спрятали в рот.
- «Часики» — сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.
- «Качели» — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
- «Улыбка» — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.
V. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Предлагаю упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». И др.
VI. Рефлексия. И как итог нашей практической деятельности проведем совместную игру с воздушными шарами «Облако». (Воздушные шарики дети кладут на большую белую простынь и держат её за края. Дети с родителями подбрасывают шарики на простыне вверх, и шарики высоко взлетают.)
Проговариваем все вместе стихотворение:
Облако, облако, облако далёкое, Облако высокое, не достать рукой!
На этой позитивной ноте завершим наш семинар. Самое главное, что любые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт. Наши дети в особенности требуют от вас, от взрослых, особой помощи и мы просто обязаны ее оказать.
Желаю удачи!
Список литературы
- Бикина Н.В. Мельникова С.М. «Игротека речевых игр»
- Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи».
- А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать»
- Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» и другие.
- .Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2004, № 6, С. 78–82
- ..Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» методическое пособие. Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 1999.
- .Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
- О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 3-4г», СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
- Игровая холдинг терапия при аутизме. Интернет ресурс.
|