(музыка + художественное творчество /декоративное рисование/ + познание /формирование целостной картины мира/)
Цель: Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрёшкой через интеграцию процессов непосредственно образовательной деятельности: -музыка - художественное творчество (рисование) - познание (формирование целостной картины мира) Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки. 2. Развивать интерес детей к народному творчеству. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. 4. Закреплять хороводные движения, и элементы движений русского народного танца 5.Продолжать учить детей на слух определять музыкальный инструмент. 6.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. 7.Расписать плоскостную игрушку - матрёшку 8. Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения: Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные. Ожидаемый результат: Знание детей об изделиях декоративно- прикладного искусства, выражение эстетических чувств, развитие творческой активности и проявление эмоций при приобщении к декоративно-прикладному искусству. Материально-техническое обеспечение: Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия "Русская изба", мелодия песни "Поезд", русская народная мелодия "Как на тоненький ледок" в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия "Колпачок", русская народная мелодия "Деревенская полька" в записи, "Вальс цветов" из балета Щелкунчик Чайковского П.И.в записи); медиа ресурсы (презентация "Русская матрёшка"), музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, румба, колокольчик, трещотка), домик для Матрёшки, Матрешка (пятиместная). Оформление: В группе стоят столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре стоит домик матрёшки.
Ход занятия: 1 блок. Организационный. Под фонограмму русской народной мелодии воспитатель обращает внимание детей на дом, который стоит на столе. Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите какой у меня замечательный домик, мне кажется, там кто-то плачет. Ой, послушайте: Загадка про матрёшку Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может - три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... Дети: Матрёшка. Воспитатель достает матрешку и раскрывает ее. Она оказывается пустой. Воспитатель: Вот почему она плакала. Ее подружки куда-то разбежались. Она осталась дома одна, и ей стало скучно. Давайте найдем ее друзей. Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться на поиск.
Под музыку дети отправляются и входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Мы к вам пришли не просто так, нам сказали, что у вас прячутся подружки нашей матрешки. Музыкальный руководитель: Да матрешки у меня, они очень любят петь и танцевать, но чтобы их получить, надо выполнить их задания. Первая матрешка предлагает вам распеться. Она будет подниматься по лесенке, а вы будете петь, а поможет матрешке (приглашается один из детей). Дети распеваются. (Матрешка остается на ковре) Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо распевались, а теперь послушайте и угадайте, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой. Предлагается послушать: бубен, румбу, ложки, колокольчик, трещотку, уголок, маракасы (инструменты отдаются тому, кто назвал первым). Музыкальный руководитель: Вот вы и с инструментами, а теперь давайте споем русскую народную песню "Как на тоненький ледок". Исполняется песня дети подыгрывают на музыкальных инструментах на припев. Молодцы, вот и еще одна матрешка возвращается к вам. Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы пели и играли, а теперь давайте отдохнем. Давайте послушаем музыку и постараемся определить какие танцевальные движения возможно выполнить под каждую из них. Звучит русская народная мелодия "Деревенская полька" в записи, "Вальс цветов" из балета Щелкунчик Чайковского П.И.в записи. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что одна музыка быстрая, а другая медленная, но обе мелодии танцевальные. Поэтому движения будут разными Поощряет высказывания детей и подводит итог. Музыкальный руководитель: Молодцы, получайте еще одну матрешку. Ой, у меня, кажется, осталась еще одна матрешка. Это не просто матрешка. Это мальчик. Он предлагает нам поиграть в хороводную игру "Матрешка" Из детей выбирают пару. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку. Ой, Матрешки, вы Матрешки Красные сапожки Аленький платочек Сарафан в цветочек. На ноги вставайте Пляску начинайте (говорком) Танцуй сколько хочешь, Выбирай кого захочешь. Музыкальный руководитель: Молодцы, занимались от души. Получайте еще одну подружку своей матрешке. В группу детки собирайтесь, всех матрешек собирайте. Воспитатель: Ребята пора нам в поезд садиться, да и в группу возвратиться. В группе на столах приготовлены трафареты матрешек, кисти, краски, салфетки, стаканчики с водой. Воспитатель: Вот и вся семья матрешек в сборе. Посмотрите, какие они замечательные. А сейчас я вам расскажу откуда же к нам пришла наша матрешка. Смотрите и слушайте. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца (слайд1). Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.(Слайд 2) А как будет ласковое имя Матрены? Ответы детей. Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. Первая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове... Дети: Платок. Воспитатель: А платок всегда завязан на … Дети: Узелок. Воспитатель: А поверх сарафана... Дети: Фартук. Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись. (Слайды 3, 4,) В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка. Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый) (Слайд 5,6) И третья матрёшка из села Полхов - Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого - вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка. (Слайд 7,8,9) У каждой матрешки есть автор (слайд10) и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных (слайд 11, 12). Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек. 3 блок. Продуктивный. Для этого уже все готово. Проходите на свои места садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены. Приступили к работе. Ребята сначала сделаем фон, а потом прорисуем мелкие детали. Детали прорисовывают после высыхании фона. Воспитатель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку, предлагает рисовать стоя кому это удобно. Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки. Звучат русские народные мелодии в записи, дети работают за столами.
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые. Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера. Вам, мои милые ребятки, не хочется поплясать, своих матрешек друг другу показать. (Звучит русская народная мелодия "Деревенская полька" в записи, дети выполняют движения). Давайте поблагодарим наших матрешек за то, что мы много узнали так много интересного. Дети с подсказкой воспитателя называют матрешек. Воспитатель благодарит детей. Занятие закончено.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1330 составлен воспитателем первой квалификационной категории: Мартыновой Ириной Анатольевной Москва 2011г.
|