Разработала воспитатель: Арабачян Р. А. Ярославль, 2015
Цель:
Приобщить детей к культурному наследию родного народа, ознакомить с историей возникновения Матрёшки и её появления на Руси. Формировать представление у детей о разновидностях росписи Матрёшек.
Задачи:
- Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы семёновской, загорской, полхов — майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих росписей.
- Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
- 4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Словарь:
Существительные: лиственница, липа, берёза, символ, токарь, роспись.
Прилагательные: прекрасный, грустный, скучный, большеголовый, лысый, краснощёкая, расписная.
Ход поисково — исследовательской коммуникативной деятельности
Воспитатель: Ребята, прошу вас подойти ко мне. (На полу лежит зелёная ткань, на полке рядом цветы и бабочки для каждого ребёнка).
В.: Ребята, посмотрите зелёная полянка. Какое у нас настроение, когда мы смотрим на неё? (Грустное, скучное, печальное). Почему? (Потому что полянка пустая, одинокая). Давайте попробуем сделать так, чтобы наша полянка стала весёлой. Дети, вместе с воспитателем, садятся вокруг «полянки». У воспитателя в руках клубочек. Она обматывает конец нитки вокруг пальца и говорит, что бы она сделала, чтобы на полянке стало весело и передаёт клубочек рядом сидящему ребёнку. Ребёнок, берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, и высказывает своё мнение, и так далее, пока клубочек не окажется в руках воспитателя).
В.: Ребята мы с вами одно целое, одна большая, дружная семья, мы вместе придумали, как развеселить грустную полянку (украсить цветами, бабочками). Дети украшают «полянку».
В.: Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе). Почему?
Высказывание детей.
В.: Мы с вами очень похожи на нашу полянку. Полянка стала доброй от цветов и бабочек. Мы же становимся добрее от ласковых и добрых слов:
Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро Улыбчивым лицам.
И каждый становится Добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера.
1 этап: Мотивационный.
В.: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, на нашей полянка выросли деревья. (На проекторе показывается лиственница, липа, берёза). (Слайд 1).
Что интересного мы можем вспомнить и рассказать о деревьях?
Рассказы детей из личного опыта.
Вывод воспитателя. Берёза, липа и лиственница растут в наших лесах и рядом с нами, на участке детского садика. Берёза и липа — лиственные деревья, а лиственница – хвойное, её хвоинки осенью опадают и быстро появляются новые.
Давайте разделим на слоги слова «берёза», «липа», «лиственница». Сколько слогов в каждом слове? На какой звук, начинаются и на какой — заканчиваются названия деревьев?
Звуковой анализ слова «берёза».
Физкультминутка: Зеленый луг.
Расцветает луг зеленый, (Руки в стороны — потянулись) Раскудрявились леса. (Руки вверх), Держат радугу в ладонях Голубые небеса. (Руки перед собой, ладони кверху).
Теплым солнышком согреты Загорелые ветра. (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.) Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! (Прыжки на месте.) Нашей радости пора. (Хлопки в ладоши.)
2 этап: постановка проблемной ситуации.
На столике удивления дети находят конверт с заданиями, после их выполнения под салфеткой находят Матрёшек.
- Составь слово по первым буквам картин – Матрёшка.
- Реши примеры и расшифруй спрятанное слово. (Матрёшка).
В.: Посмотрите, нам нужно разгадать и загадку.
Алый, шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко- Наша русская — (матрёшка)
В.: Вот какие красавицы пришли к нам в гости. Интересно, почему, мы с вами говорили о деревьях, а у нас, почему-то оказались Матрёшки, посмотрите какие они. (Дети рассматривают Матрёшки и находят отличие росписи, называют прилагательные). Как вы думаете, почему они оказались у нас?
Парное обсуждение детей, перебор мнений.
В.: У нас у всех очень разные и интересные мнения, но всё же, как нам узнать точный ответ?
Предположения детей.
3 этап: Познавательный рассказ: Матрёшка — старинная русская деревянная игрушка. Её очень любят русские и иностранные туристы. Они увозят с собой матрёшку домой, как память о нашей стране. Матрёшке около ста лет. История появления матрёшки такая: Однажды из Японии привезли игрушку большеголового деревянного японца, Фукурумы. Раскроешь его, а там ещё такая игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (Слайд 2). Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Первую матрёшку из дерева выточил токарь Василий Звёздочкин, художник Сергей Малютин расписал её. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. И назвали её старинным русским именем – Матрёна. И она выглядела вот так, (слайд 3) изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Про матрёшку есть ещё такая загадка: «У меня два отца и ни одной матери». Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивают матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Слайды 4, 5, 6, 7). Вот такая интересная история матрёшек.
В.: Ребята, узнали мы ответ на интересующий нас вопрос?
Ответы детей.
В.: Ребята, пока мы с вами искали ответ, наши матрёшки загрустили, как же нам быть?
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки Дружные матрёшки. (Хлопают в ладошки) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд) Топают матрёшки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево — вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево — вправо) Девчонки озорные, Матрёшки расписные
В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты налево – направо)
Вы похожи словно сёстры.
В.: Матрёшек очень любят в России и с мастера с удовольствием их изготавливают. Однако в разных местах матрёшки разные получаются
Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. (Слайд 8).
Я-Загорская матрёшка Всех на свете краше Мне художниками дан Яркий русский сарафан.
Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
А это — Семёновская Матрёшка. (Слайд 9). Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название — Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова. В гости к вам пришла. Букет цветов садовых розовых, бордовых В подарок принесла.
Эта красавица Матрешка из Полхов — Майдана. (Слайд 10). Украшен её наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка. Ребята, ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
4 этап6 В.: Продуктивная деятельность: Аппликация «Красавицы – матрёшки» из бумаги и ткани, украшение картонных матрёшек пластилином и паетками по выбору детей. К работе приглашаются родители.
В.: Понравились вам матрёшки? Почему?
Высказывания детей.
А как можно ласково назвать Матрёну? (Матрёнушка, Матрёшечка).
Дети подходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тряпочки, кусочки ткани, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, трафареты, пластилин, бусинки, бисер, пайетки.
По желанию, делятся на рабочие группы и начинают работу.
В.: Ребята, у нас получились очень яркие, весёлые матрёшки, так и хочется поиграть с ними.
Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
Мы — веселые матрешки – Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки, Ладушки, ладушки. Кружимся мы и танцуем, Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
5 этап: Рефлексия.
В.: Что интересного с вами сегодня узнали?
Высказывания детей.
Какое у нас сейчас настроение? Почему?
Ответы детей.
|