Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, музыкальный руководитель.
Разработчик проекта: студентка НГПУ им. Минина- Епифанова А.В., г. Бор, Нижегородская обл. 2017г.
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира. (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Мини-музей русского быта.
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Магнитофонные записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.
Результат проекта:
- Оформление альбома «История матрешки».
- Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
- Выставка «Семейная матрешка»
- Досуг с детьми «Русский сувенир».
- Презентация для детей «История матрешки».
Этапы реализации проекта
1 этап
Подготовительный
- Планирование работы;
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)
- Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
- Опрос.
- Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
- Составление схемы «Модель трёх вопросов».
- этап
Основной
Цель:
- Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
- Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов
- Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
- НОД: «Откуда появилась матрешка?»
- НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России».)
- НОД «Матрёшка – как символ семьи.»
- НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).»
- Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
- Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
- Рассматривание изображений разных матрешек
- Чтение стихов и загадок о кукле.
- Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
- Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
- Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
- Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность
Рисование
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация
Тема: «Детская авторская матрёшка.»
Тема: «Изготовление открыток — вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»
Музыкально-художественная деятельность
- Разучивание танца «Мы — весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»
- Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)
Игровая деятельность
1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр:
«Куколки-сестрички».
2. Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
«Эти удивительные узоры».
3. Пальчиковые игры
3 этап
Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
- Оформление методических пособий для педагогов.
- Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
- Выставка: «Семейная матрешка»
- Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
|