Автор:
Кудряшова Юлия Владимировна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 комбинированного вида»
Город Саранск, Республика Мордовия
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Программное содержание.
Цели:
Образовательные задачи:
- продолжать ознакомление детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой
- учить выделять элементы и колорит мордовского орнамента
- вызвать желание создать узор по типу мордовского на силуэте матрешки, используя нетрадиционные техники и материалы рисования.
Скачать конспект
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, речь
- развивать эстетические чувства: ритма, композиции
- развивать воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре
- совершенствовать навык адекватной оценки своей работы.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».
Предварительная работа: рассматривание русской и мордовской матрешек, национального мордовского костюма, выделение элементов орнамента, его колорита; рассказ воспитателя об игрушке, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением матрешек.
Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго».
Методы и приемы:
- словесные: загадка, рассказ воспитателя, вопросы, «новые» слова
- наглядные: показ матрешек, иллюстраций, схем последовательности выполнения орнамента, показ приема рисования печаткой
- практические: рисование детьми узора на шаблоне
- игровые: игра-приветствие, пальчиковая игра «Мы – красавицы матрешки».
Материал и оборудование: матрешки с русским и мордовским узором, иллюстрации с изображением мордовских матрешек, схема основных элементов мордовского орнамента; бумажные шаблоны матрешек, картофелина, печатки — ромбы из картофеля на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, тонкие кисточки, стаканы-непроливайки, подставки, салфетки; аудиозапись мордовской музыки.
Музыкальное сопровождение: запись mp3 мордовской национальной музыки.
Ход нод
Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга (игра-приветствие, выполняются движения по тексту):
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг И ты – мой друг! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Раз, два, три, Раз, два, три – Всем «привет» ты говори! Воспитатель. А теперь отгадайте загадку:
Друг другу улыбаются, Одна в другую ставятся, Деревянные, как ложки! Знаешь, кто это? (Матрешки)
Воспитатель. Да, правильно, это Матрешка! Какая оригинальная кукла!
Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные, русские и мордовские. А вы знаете, из какого материала делают эти куклы?
Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой очень сложная и кропотливая.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с чего начинают её делать?
Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают пригодную древесину. Чаще всего выбирают липу, реже ольху и березу. После этого нужно выточить из дерева заготовку, и чтобы на ней не было ни сучка, ни трещинки. Когда готова деревянная форма матрешки, то её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. А после окончательной сушки и полировки готовят краски, которые подходят для росписи куклы. Мастер-художник выбирает краски нужных ему цветов. Дальше он приступает к росписи деревянной куклы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на матрешек, которые я вам сегодня принесла. Чем отличаются друг от друга русские и мордовские матрешки?
Назовите отличия. Да, действительно мордовская матрешка удлиненной формы; мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор — панго, мордовскую рубаху – панар; узор на русской матрешке – растительный, на мордовской – геометрический: основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса; используется два цвета: красный, черный; орнамент располагается по горловине, на рукавах, внизу рубахи, защищают хозяина одежды от всего плохого.
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и попляшем вместе с матрешками.
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель показывает бесцветный силуэт матрешки. — Посмотрите, ребята, как вы думаете, а эту матрешку каким узором следует украсить, русским или мордовским? Почему?
- Правильно, матрешка имеет вытянутую форму, характерную для мордовской деревянной игрушки, поэтому и украсить ее надо мордовским узором. Именно этой работой вы сейчас и займетесь, у вас обязательно получатся свои уникальные, красивые матрешки. Только чем же рисовать? Сегодня предлагаю для рисования необычные предметы (показать) – печатка из картофеля, моркови, ватные палочки и тонкая кисточка. Как вы думаете, какой элемент мордовского орнамента можно нарисовать печаткой, ватной палочкой? (воспитатель показывает прием работы печаткой). А лицо матрешки будем рисовать тонкой кистью. Посмотрите, что получилось у меня (показ готовых силуэтов матрешек). Начнем с изображения черт лица и рисования головного убора — панго, затем нарисую узор на рубахе-панар (показ рисунка-схемы).
А чтобы нам работалось проворней, мы с вами разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять (поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель. А сейчас пора приступать к творчеству, занимайте свои места и помогите матрешке приобрести свой красивый, нарядный, мордовский узор.
Во время работы детей звучат мордовские мелодии. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, учитывая психологические особенности дошкольников.
По окончании работы все детские рисунки собрать вместе, рассмотреть их.
Вопросы:
- Какая матрешка больше всех похожа на мордовскую? Почему?
- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваших матрешек?
Воспитатель. Матрешки нарядные,
Озорные, ладные,
Всех детей благодарят
И сплясать для них хотят.
Дети (по желанию) под аудиозапись выполняют элементы мордовских танцев.
Список используемой литературы:
- Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990. – 187 с.
- Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации для дошк. образоват. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия; [Н. А. Адаева и др. ]. — Саранск: Крас. Окт., 2001. – 104с.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт. -сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
- «Мы в Мордовии живём» — региональный образовательный модуль дошкольного образования. / О.В. Бурляева, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.
- Народная культура и традиции: занятии с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|