Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- вызвать интерес к оформлению мордовского головного убора к празднику;
- учить самостоятельно украшать изделие;
Развивающие:
- развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);
Скачать конспект
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании элементов костюма.
Методические приёмы: рассказ воспитателя; презентация «Мордовские головные уборы); дидактические игры «Сложи узор», «Подбери слова – признаки»; самостоятельная деятельность детей; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.
Оборудование: силуэты головных уборов (на каждого ребенка), образец, кисти, краски, салфетки для рук.
Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям надеть на голову силуэты головных уборов. Дети смотрятся зеркало. Делятся своими впечатлениями.
Беседа по теме.
- Ребята, как выдумаете какой это головной убор?
- Правильно. Это мордовский головной убор –панго. Такой головной убор носят эрзяне. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали панго при замужестве, потом панго надевался на голову каждый день. (Презентация «Мордовские головные уборы)
-В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент.
-Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)
- А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»
Воспитатель показывает образец росписи и предлагает одной группе детей собрать такой же узор из отдельных элементов и назвать роспись. — — Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте?
- Какие основные цвета мордовского орнамента?
-Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-признаки к слову узор»
- Узор, какой?
- Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде.
- Вам понравились головные уборы, которые вы примеряли? Почему? А что нужно сделать, чтобы оживить их, превратить в праздничные?
-Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом наши головные уборы.
3. Практическая часть.
- Как можно украсить головной убор – панго, чтобы он стал нарядным, ярким и праздничным?
Дети начинают оформлять головной убор по своему желанию.
4. Итог.
Анализ готовых работ.
- Молодцы, ребята, ваши головные уборы получились красивыми и нарядными! Расскажите, как и чем вы украшали их. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера.
|