Шуляева Светлана Викторовна. Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Украшение передника мордовским орнаментом»

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Украшение передника мордовским орнаментом»

Цель: формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа;
  • формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления;
  • знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы,
  • обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии;
  • воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммунистическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  1. Силуэты передников
  2. Гуашь, альбомы, предметы прикладного искусства.
  3. Презентация на тему: «Мордовская одежда»

Методы и приемы:

Словесные:

  • беседа;
  • рассказ;
  • объяснения;
  • вопросы.

Наглядные:

  • рассматривание демонстрационного материала (фото, рисунки);
  • рассматривание схем и приемов рисования мордовского орнамента.

Практические:

  • рисование детьми орнамента на шаблоне

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание альбома с мордовским орнаментом, разучивание подвижных мордовских игр, прослушивание народной мордовской музыки, экскурсия в мини-музей д/с, заучивание стихов.

ХОД:

Воспитатель: (приветствует детей и объявляет тему НОД)

Мой край родной, мордовская земля

Люблю твои широкие поля,

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой, и обрядов простоту.

В: О каком крае говорится в этом стихотворении?

-В какой республике мы живем?

-В каком городе мы живем? (Ответы детей: Родной край, Мордовия, Саранск)

В.: У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву. И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).

В: Где, и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент?

Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).

В.:

Мордовские девчата

Усталости не знают,

На посиделках они

Прядут и вышивают.

В.: Посмотрите сюда! Это женская рубаха, на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А это — передник, на мордовском языке он называется «руця». А это головной убор, его называют по-мордовски «панго».

В.: Какие элементы мордовского орнамента вы видите на костюме? (ответы детей). Какие цвета использовали мастерицы для вышивки мордовского узора? (ответы детей)

В.: Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.

В.: Я принесла вам альбом. Здесь можно посмотреть какие красивые мордовские костюмы шьют на фабрике. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.

В.: Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.

В.: В начале, художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.

И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.

В.: Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).

В.: Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать мордовские узоры на переднике.

В: Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения). А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).

По окончанию занятия, детям предлагается пройти посмотреть все работы. Сделать анализ.

Вопросы:

  • Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие

- Какие цвета используются при выполнении мордовских орнаментов

В.: Ребята, а вы оказывается художники, все ваши изделия словно ожили.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

В: Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!

Просмотров: 535
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Шуляева Светлана Викторовна. НОД по художественно-эстетическому развитию «Мордовский головной убор — Панго» (рисование)
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
  • Кудряшова Юлия Владимировна. Конспект НОД на тему: «Мордовские матрешки» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Корней Ирина Алексеевна. Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Элементы армянского узора»
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Егорова Наталия Виталиевна. Конспект образовательной деятельности. Рисование. Интеграция. Познавательное развитие. Младшая группа. На тему: «Осенние листочки»
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Приходько Елена Владимировна. НОД в старшей группе (художественно-эстетическое развитие – рисование) «Люблю берёзку русскую…»
  • Егорова Н. В. Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе «Осень в березовой роще»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Забоева Наталия Александровна. Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Рисование на тему: «Фруктовый человечек» для детей 6-7 лет.
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Забоева Наталия Александровна. Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Рисование на тему: «Отгадай загадку» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Мелехова Ольга Александровна. Выставка декоративно-прикладного творчества «Зимние фантазии»
  • Захаркина Светлана Александровна. План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности. Для детей 5-6лет с диагнозом ТНР и ОНР. Тема: «Мы сегодня не грустим»
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь