Цель: формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа;
- формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления;
- знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы,
- обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).
Воспитывающие:
- воспитывать у детей познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии;
- воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммунистическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование:
- Силуэты передников
- Гуашь, альбомы, предметы прикладного искусства.
- Презентация на тему: «Мордовская одежда»
Методы и приемы:
Словесные:
- беседа;
- рассказ;
- объяснения;
- вопросы.
Наглядные:
- рассматривание демонстрационного материала (фото, рисунки);
- рассматривание схем и приемов рисования мордовского орнамента.
Практические:
- рисование детьми орнамента на шаблоне
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание альбома с мордовским орнаментом, разучивание подвижных мордовских игр, прослушивание народной мордовской музыки, экскурсия в мини-музей д/с, заучивание стихов.
ХОД:
Воспитатель: (приветствует детей и объявляет тему НОД)
Мой край родной, мордовская земля
Люблю твои широкие поля,
Люблю твоих нарядов красоту,
Язык твой, и обрядов простоту.
В: О каком крае говорится в этом стихотворении?
-В какой республике мы живем?
-В каком городе мы живем? (Ответы детей: Родной край, Мордовия, Саранск)
В.: У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву. И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).
В: Где, и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент?
Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).
В.:
Мордовские девчата
Усталости не знают,
На посиделках они
Прядут и вышивают.
В.: Посмотрите сюда! Это женская рубаха, на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А это — передник, на мордовском языке он называется «руця». А это головной убор, его называют по-мордовски «панго».
В.: Какие элементы мордовского орнамента вы видите на костюме? (ответы детей). Какие цвета использовали мастерицы для вышивки мордовского узора? (ответы детей)
В.: Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.
В.: Я принесла вам альбом. Здесь можно посмотреть какие красивые мордовские костюмы шьют на фабрике. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.
В.: Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.
В.: В начале, художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.
И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.
В.: Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).
В.: Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать мордовские узоры на переднике.
В: Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения). А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).
По окончанию занятия, детям предлагается пройти посмотреть все работы. Сделать анализ.
Вопросы:
- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие
- Какие цвета используются при выполнении мордовских орнаментов
В.: Ребята, а вы оказывается художники, все ваши изделия словно ожили.
Засияли на листах
Яркие как зори
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
В: Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!
|