Ольга Черкасова. Конспект НОД 'Старинные женские головные уборы'.

Конспект НОД Старинные женские головные уборыКонспект НОД по теме «Старинные женские головные уборы».
(Образовательная область: познание, художественное творчество).
Возрастная группа: 5-6 лет (девочки).
Цель: Приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера через знакомство со старинными женскими головными уборами.
Задачи:
1. Познакомить детей с женским русским головным убором, особенностями их изготовления и применения.
2.Развить мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение посредством художественного творчества ( аппликации).
3.Воспитать интерес и уважение к русской культуре.
Словарная работа:
Повязка, коруна, кокошник, платок, шаль, шапки с опушкой.
Предварительная работа:
Посещение выставки русской народной одежды;
Вырезание детьми узоров из цветной бумаги;
Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
Чтение русских народных сказок.
Материал:
Картинки с изображениями разных видов женских старинных головных уборов (мультимедио), силуэты кокошников, вырезанные из картона, узоры (на каждого ребенка), клей - карандаш, музыкальный материал, русские народные песни.
Ход занятия:
Загадка: «Сидит верхом, не ведает на ком» (шапка).
Какие ещё головные уборы вы знаете?
А как вы думаете, какие головные уборы носили наши бабушки и прабабушки в старину?
Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
Сегодня вы познакомитесь со старинным женским русским головным убором, особенностями его изготовления и применения.
Старинные женские головные уборы были двух видов: одни носили девушки, а другие замужние женщины. До замужества девушка заплетала волосы в косу, вплетала яркие ленты, цветные и золотые нити. К концу косы подвешивали небольшие треугольники из кожи и бересты, украшенные бусами и жемчугом. В народе говорили: «Коса-девичья краса!»
- Как еще можно назвать косу? (косынька, косичка).
Посмотрим на наших девочек. У кого есть коса-девичья краса? (дети рассматривают косы и находят самую длинную).
«Бой» приговорок про косы (дети по очереди вспоминают и проговаривают знакомые приговорки):
Расти коса до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся, дочка маму слушайся.
Уж я косу заплету, уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету, приговариваю,
Ты расти, расти коса всему городу краса.
На лоб девушки надевали вышитые и расшитые бисером или сплетенные из цветной тесьмы и кожи повязки. Когда девушка выходила замуж, ей на голову надевали «Коруну»- старинный свадебный головной убор. Праздничную корону украшали бусами, драгоценными камнями, жемчугом.
Замужние женщины покрывали волосы платком. Выйти из дома с непокрытой головой считалось стыдным. Отсюда и пошло выражение “Опростоволоситься”, что означает попасть в неловкое положение. Зимой девушки и женщины носили шапки опушенные мехом, а в сильные морозы на шапку накидывали тёплый узорчатый платок или шаль (показ платка, шали). Шали ткали из шерсти коз. Они были узорчатыми, с красочной каймой, кистями, цветочным рисунком. Одну шаль ткали от шести месяцев до двух с половиной лет, если рисунок был сложным.
А сейчас носят шапки с опушкой, большие платки и шали? (Да) Ведь без них не обойтись холодной вьюжной русской зимой.
Так же девушки и женщины носили яркие кокошники (рассмотрите внимательно этот головной убор.) Как вы думаете, чем украшали кокошники? ( драгоценными нитками, речным жемчугом, бусами, золотой тесьмой.) А кто же мастерил эти красивые старинные головные уборы? (Девушки.) Они умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры.
Физкультминутка русская народная игра “ Яблочко ”.
Завертелось, закружилось
И по кругу покатилось,
Где остановилось, с тем и подружилось
Выходи, не зевай
Свою пляску начинай.
Дети приглашаются в мастерскую.
А сегодня мы с вами будем мастерицами, каждая украсит свой кокошник.
С чего стоит начать работу? (выложим, приклеим)
Чтобы кокошник получился красивым, как будем работать? (аккуратно)
(девочки надевают свои кокошники на голову и встают в круг)

Посмотри, как хороша эта девица - душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет

Дефиле кокошников, под р.н.п. «На горе то калина»

Девочки с кокошниками на голове демонстрируют свой головной убор, исполняя песню.

Посмотрите друг на друга, чей кокошник тебе понравился больше?

Дети выбирают понравившийся кокошник, оценивают свой выбор.

Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали?

( Дети вспоминают, проговаривают)

Девочки вы сегодня работали замечательно, все молодцы

Просмотров: 473
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Чикунова А.Н., Голощапова Е.Л.. Логопедический досуг «Маша — растеряша» по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
  • Светлана Самойлова. План – конспект НОД с детьми средней группы. Тема недели: «Ателье» (одежда, обувь, головные уборы)
  • Муртазалиева Саида Муртазалиевна. Комплексно-тематический план образовательной деятельности в средней группе на октябрь. Тема «Одежда, обувь и головные уборы».
  • Шарипова Ильнара Мирзахановна. Сценарий конкурс - дефиле «Лучший головной убор Лета»
  • Игры и конкурсы на 8 марта - А ну-ка Девушки
  • Светлана Борисовна Гацько. Конспект НОД области Художественное творчество: «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка)
  • Шуляева Светлана Викторовна. НОД по художественно-эстетическому развитию «Мордовский головной убор — Панго» (рисование)
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Овчинникова Ольга Анатольевна. Проект «Хочу расти здоровым!»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Удоденко Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Какие мы мальчики и девочки»
  • Кулешова Марина Александровна. Презентация 'Хочу расти здоровым'
  • Глухова Ирина Николаевна. Искусство помогает детям расти
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Громыко Виктория Викторовна. Оздоровительная программа «Расти здоровым малыш!»
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет
  • Михайлова Юлия Николаевна. «Будем все мы дружно жить – будем город свой любить!»
  • Захаркина Светлана Александровна. План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности. Для детей 5-6лет с диагнозом ТНР и ОНР. Тема: «Мы сегодня не грустим»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь