Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Подготовила: Кашпырева Е.Н., воспитатель, 1 квалификационная категория. г. Череповец 2017. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №12»
Образовательная область и направление: Художественно — эстетическое развитие.
Цель: учить детей создавать с помощью аппликации декоративные образы окружающего мира.
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с народной игрушкой-матрешкой: через актуализацию элементов одежды (костюма), орнамента
- воспитывать интерес к художественному творчеству
- закреплять умение строить узор, располагая круги, квадраты разного цвета по углам, в середине квадрата
- закреплять приемы раскладывания и наклеивания бумажные формы, вырезанные воспитателем
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать самостоятельность у детей
- воспитывать аккуратность в работе с клеем
- развивать эстетическое восприятие, через интерес к изделиям декоративно — прикладного искусства.
Интегрируемые образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное, речевое развитие.
Предварительная работа: рассматривание матрешки и беседа о ней. Рассматривание платков, описание их узора, цвета. Беседа о головных уборах (платках), их предназначении.
Демонстрационный материал: матрешка из 5 элементов, иллюстрация липы, карточки с изображением ответов на загадки, готовые образы платков.
Раздаточный материал: заготовка из бумаги «платочка» (квадрат) по количеству детей, клей ПВА, клеевые кисточки, клеенки, бумажные салфетки; круги, квадраты разного цвета для украшения.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
- Ребята, вы любите играть?
- У вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть?
Ответы детей: «Я люблю играть в кубики», «Я играю с машинкой», «Я люблю играть с куклой Катей».
- У меня тоже есть любимая игрушка. А хотите узнать какая?
- Отгадайте мою загадку:
Жёлтый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрёшка.
- Правильно, ребята, это матрешка.
Выставляю матрешку, дети садятся на стульчики.
- Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой ваших дедушек и бабушек, когда они были маленькие.
- Делают матрешек из дерева. Таким деревом была и остается липа (показываю картинку дерева).
На некоторое время прошу детей закрыть глаза, добавляю еще две картинки с деревьями (ель, береза).
- Давайте найдем среди всех деревьев липу? Как ее запомнить?
- Ребята, посмотрите вокруг и найдите предметы из такого материала, как наша матрешка?
- Моя матрешка не простая, любит всем загадки загадывать. Вот карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(Корова)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Маленький, беленький.
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
-Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?
Раскрываю фигурку матрёшки и приглашаю детей помочь поставить матрешек. В это время читаю стихотворение (выставляем их в ряд, сравниваем).
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут!
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
- Скажите, во что одета матрёшка?
Ответы детей: матрёшка одета в блузку, сарафан, на голове платочек, она красивая, большая и т.п.
- Одежда у матрёшки яркая, красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или узорами, или цветами, или горошинами. И такую игрушку делают только у нас в России. Матрёшки – куклы весёлые. Посмотрите, как они нам улыбаются, а ещё они любят танцевать и приглашают вас поплясать.
Физкультурная минутка (дети выполняют танцевальные движения за воспитателем).
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
У-ух (кружатся).
Завязали мы платочки (завязывают)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
Раскраснелись наши щечки (хлопают по щечкам)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
У-ух (кружатся).
В сарафанах наших пестрых (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
Мы похожи словно сестры
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши).
У-ух (кружатся).
- Ребята, давайте сделаем нашим матрёшкам красивые платочки.
Дети садятся за столы. Показываю готовый образец платка.
- Нравится вам платок? Сейчас и у вас такой получится.
Объяснить последовательность выполнения работы: строим узор, располагая круги, квадраты разного цвета по углам, в середине квадрата. Украшение для платка дети выбирают самостоятельно (круги, квадраты разного цвета.). По ходу выполнения детьми работы, напоминаю, что наклеивать надо аккуратно, а излишки клея вытирать салфеткой.
После выполнения работы, организовать выставку: рассмотреть с детьми все работы и полюбоваться ими, отметить, что все постарались порадовать наших матрёшек.
- Ой, ты барышня-матрёшка
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Подведение итогов занятия:
- Ребята, давайте вспомним, какая у меня любимая игрушка? Какой у нее наряд? Что мы сделали для матрешки? Чем украшали наши платочки?
Использованная литература
- Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998г. – 96 с.
- Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Румяные матрешки». -Изд. Карапуз, 2008г.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», 2012г.
- Скольникова Н.М. «Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок.» – М.: АСТ: Астрель, 2010г. – 139.
- Сайт www. vipdol. ru/история — матрешки.
|