Разработчик и исполнитель: воспитатель I квалификационной категории Губернаторова Лариса Петровна 2017г -2018 г.
Тип: Долгосрочный: 2017-2018г
1. Теоретическое обоснование проекта
1. 1.Резюме проекта
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Он решает вопросы не только приобщения дошкольников к искусству, но, что приоритетно, патриотического воспитания детей во всех видах деятельности. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, воспитания детей на традициях народной культуры.
Скачать конспект
Уникальность проекта в том, что работа по решению задач проходит через обучение и воспитание детей по всем образовательным областям дошкольного образования.
1. 2.Актуальность проекта
Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения
Данный проект разработан в силу актуальности на сегодняшний день проблемы возрождения культурного наследия. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дети отвечает доверием взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
1. 3.Анализ подходов к решению проблемы
Во время реализации проекта эффективной будет целенаправленная, системная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, дети и их родители.
Цель проекта.
Этнокультурное образование детей через русскую национальную игрушку в организации учебного процесса.
Задачи проекта.
- Создать условия для организации формировать у детей представление о русской народной игрушки – матрешки, как неофициального символа России.
- Развивать познавательный интерес к народной игрушке Матрешке.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
- Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным промыслом.
- Создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.
- Создать Мини — музей «Русская Матрешка».
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект.
- Почему русская матрешка является символом России?
- Почему деревянную куклу — игрушку назвали матрешкой?
- Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
- Как появилась матрешка?
Ожидаемые результаты.
- Обогащение кругозора детей и родителей, и они узнают об игрушке как неофициальном символе России.
- Положительная динамика развития детей во всех образовательных областях
- Функционирование музея русской матрешки.
- Активное участие родителей в образовательном процессе.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Этап I Подготовительный (сентябрь- октябрь 2017г).
Выбор темы проекта и формы для его защиты.
Подбор методического материала, литературы по данной теме.
Подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изо деятельности, аппликации.
Разработка плана работы по проекту.
Этап II Основной (ноябрь2017г – май2018г).
Использование матрешки в работе с детьми по всем образовательным областям
- Познавательное развитие (формирование целостной картины мира.)
Тема: «Знакомство с матрешками»
- ФЭМП «Мы матрешек посчитаем»
Дидактические игры:
«Собери матрешку».
- «Самая большая – самая маленькая», «Расставь Матрёшек по росту»
- «Шнуровка матрешка» цель развитие мелкой моторики.
- Игра «Хитрые матрешки» Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыш
Экспериментирование: Тонет -не тонет; легкая –тяжелая; твердая –мягкая.
Речевое развитие
Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки».
Настольный театр, «Матрешки». «Маша и три медведя».
Презентации — беседы «История возникновения матрёшки», «Русские Матрёшки».
Просмотр мультфильмов «Секрет матрешки», «Жили были матрешки».
Художественно-эстетическое развитие
Тема: «Укрась матрешку».
Слушание и пение детьми песни «Мы – матрешки крошки…»
Танец «Матрешки и ложки»
Конструирование «Домики для матрёшек»
Конструирование из бумаги «Хоровод матрешек»
Аппликации: «Укрась матрешке фартук» « «Русская матрёшка»
Физическое развитие
Комплексы занятий «Матрешки на дорожке»,
развлечение «Путешествие матрешек»
Социально-коммуникативное развитие
Занятие «Родная матрешечка»
В течение всего проекта — активная работа с родителями
Консультации, открытые просмотры, наглядная агитация, доверительные беседы
Выставка творческих работ детей и родителей «Матрешечная семья»
Участие в конкурсе инноваций ЧДОУ Детский сад№52 ОАО «РЖД» — «Копилка инновационных проектов ДОУ»
Мастер-класс для педагогов Матрешка-символ России.
Этап III- Завершающий (май)
- Создание Мини – музея «Русская Матрешка».
- Анализ эффективности проведенной работы.
- Формирование выводов.
- Подготовка презентации.
- Презентация проекта «Русская народная игрушка — матрешка».
Итоги реализации проекта
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.)
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую,
музыкально игровую).
- Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов
взаимодействия педагог — дети — родители.
- Родители принимали участие в реализации проекта и создания «Мини — музея»
В результате проведенной работы повысился уровень развития детей по всем образовательным областям
|