Грузинова Ирина Владимировна — воспитатель детского сада “Ала?ай”, г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
"Прирождённое и неиспорченное состояние детства отличается горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям". Джон Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог.
В Послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» глава государства Н.А. Назарбаев отмечает: «Для создания «умной экономики» следует, прежде всего, развивать свой «человеческий капитал» [1].
Скачать полный конспект
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» подчеркивается, что главной задачей системы образования является «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [2].
В наше время происходит интенсивное изменение окружающего мира, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из эффективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ [3].
Метод проектов — это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий- проектов. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии воспитателя и ребёнка, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [3].
Технологию проектной деятельности абсолютно новой не назовешь, так как её используют в дошкольных учреждениях уже более 100 лет.
Чем же привлекательна данная технология в работе с детьми? Какие образовательные задачи могут быть решены в проектной деятельности? Почему «метод проектов», несмотря на многолетнюю историю, по-прежнему актуален и интересен для педагогов?
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение воспитателей, просветительскую работу с родителями; через создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес.
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно — исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок расширяет представления о мире и его причинно-следственных, пространственных и временных отношениях, позволяющих связать отдельные представления в целостную картину мира.
Реализация развивающего потенциала проектной деятельности возможна только при условии её правильной организации, понимания её сущности, а также при условии владения практическими умениями организации проектной деятельности.
Отсюда возникают трудности в организации проектной деятельности:
- смешиваются понятия «проектная деятельность детей» и «проектная деятельность педагогов». Проекты редко связаны с реальной жизненной детской практикой;
- проекты чаще направлены на решение образовательных задач и на приобретение предметных знаний [4].
Все вышеназванные проблемы могут быть преодолены при создании условий для организации проектной деятельности в детском саду. Для этого вначале необходимо выделить в чётко расписанном распорядке дня жизни детей в детском саду время на осуществление этой деятельности.
Следующее условие заключается в предоставлении каждому ребёнку разнообразных возможностей для проявления своей самостоятельности. Задача педагога — так организовать жизнедеятельность детей в детском саду, чтобы детская инициатива, его стремление к самостоятельности поощрялись и поддерживались. Проектная деятельность немыслима без проявления детской самостоятельности. Самостоятельность развивается в условиях свободы, а её ограничение вызывает у детей пассивность и безответственность [4].
Развитие самостоятельности связано с возможностью выбора деятельности по своему усмотрению, когда ребёнок сам решает, чем он будет заниматься.
Принципиально важным является желание ребёнка этим заниматься, чтобы то, чем он занят, имело для него жизненно- практическую значимость, было связано с удовлетворением его игровых, творческих и познавательных интересов. Осознание, подбор средств и решение возникающих проблем — это и есть проект.
Акцент на свободу выбора и самостоятельность ребёнка ни в коем случае не означает отказ от руководства воспитателем проектной деятельностью. Наоборот, задача взрослого заключается в грамотном воздействии, сопровождении проектов детей.
Первые проекты (как задумка, идея, желание что-то сделать) связаны с необходимостью, продиктованной игрой: для куклы нужно построить дом, сделать кровать, её нужно накормить, а значит, необходимы посуда и стол со стулом... Рождённые в игре желания перерастают в цель, а цель — в план действий, реализуемых в труде. Это и есть проект, пока ещё простой, направленный на изготовление какого-либо продукта.
Оборудование в групповой комнате должно быть размещено так, чтобы дети могли самостоятельно развернуть свободную деятельность или ребёнок мог играть и трудиться в одиночку, тогда он самостоятельно выбирает средства, материалы, орудия труда, определяет порядок действий. Это его собственный проект, который он реализует [5].
По окончании постройки или атрибута игра не заканчивается, в ней рождается другая необходимость, следовательно, сознательно ставится новая цель. Ребёнок может построить дом, меблировать его, огородить забором. Когда дети построят каждый для своей куклы домик, можно выдвинуть идею расположить их рядом. Здесь возможно создание совместного проекта: из небольшого количества кукольных домиков вырастает целый городок.
В процессе такой деятельности у детей складывается представление о свойствах и качествах материалов и предметов, их назначении, количестве, об их расположении в пространстве, они учатся соотносить предметы по величине и форме. Став постарше, ребёнок начинает понимать необходимость измерения, счёта и письма: детям нужно посчитать дома, пронумеровать их, написать названия улиц... Так, в игре и проектах, рождённых ею, развиваются познавательные процессы и постепенно формируется интерес и желание овладеть умениями счёта, чтения и письма.
Такое обучение в форме исследования, экспериментирования, применения уже имеющихся знаний в деятельности становится не только способом развития мышления ребёнка, но и средством его социализации.
После выявления проблемы педагог в ходе совместного обсуждения с детьми помогает им определить, что можно сделать для её решения, тем самым обозначая цели и конкретные действия детей. Обсуждение включает отбор материалов, обсуждение последовательности работы, распределение обязанностей между участниками проекта. В ходе разработки плана проекта важно обратить внимание детей не только на то, что они будут делать, но и на то, как и с помощью кого или чего [6].
В процессе реализации плана педагог должен поддерживать детей, помогать им не останавливаться из-за трудностей и неудач. Проблема обязательно должна быть решена. Одним из приёмов преодоления трудностей может стать совместное обсуждение, где дети в связи с учётом возникших обстоятельств, выдвигают новые предложения, идёт поиск других путей и способов решения проблемы. В процессе такого обсуждения дети учатся рассуждать, находить варианты решения задачи, принимать решения и нести ответственность за них. Они приобретают умение предполагать, чем завершится их проект, оценивать последствия, учатся мыслить. Каждый участник проекта имеет право на ошибку, когда то, что он сделал, оказывается неправильным или непригодным. Но этот вывод ребёнок должен сделать самостоятельно, сопоставляя полученный продукт с ожидаемым результатам.
Педагог должен понимать, что к решению проблемы детям надо подойти самостоятельно, поэтому ничего нельзя делать или решать за них. Нужно поддерживать желание достичь результата, обращая внимание на его важность и значимость для группы, для детского сада или родителей. Акцент на социальной востребованности продукта усиливает мотивацию детской проектной деятельности и помогает довести начатое дело до конца.
Завершение проекта предполагает обсудить с детьми, была ли решена заявленная проблема. На этом этапе педагогу необходимо ещё раз показать детям, как важна их работа для других, обратить внимание на возможность применения полученного продукта. Он, как итог проекта, должен быть использован в жизни ребёнка или группы.
Педагог целесообразно продемонстрировать новые проблемы, трудности, ситуации, возникшие в процессе или в результате проекта. Они могут стать основой для возникновения других проектов.
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации [3].
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна).
- Ролево-игровые (проект с элементами творческих игр): используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа; метод эмпатии: дети, по-своему решают поставленные проблемы, например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр-путешествий.
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её; итогами проекта могут стать: рисунки детей (выставка), альбом с фотографиями, коллаж, рассказ, алгоритм, мнемотаблица, экскурсия; итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта.
- Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха, например, «Театральная неделя» [7].
Значимы и следующие виды проектов:
- комплексные ( «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые ( «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»),
- групповые ( «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»).
- индивидуальные ( «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица») [7].
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами. По продолжительности они бывают:
а) краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели);
б) средней продолжительности (2-3 месяца); в) долгосрочные ( «Творчество А.С. Пушкина» в течение учебного года) [7].
Другим признаком классификации является состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный).
С учётом возрастных психологических особенностей дошкольников координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты ( «Любимые игрушки», «Азбука здоровья»).
В таблице 1 представлена типология и классификация проектов в ДОУ (по Мынбаевой А.К.) [8].
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования
- комплексные блочно-тематические занятия
- интеграция: частичная или полная
- метод проектов как форма организации образовательного пространства
- метод развития творческого познавательного мышления [5].
В процессе проектной деятельности происходит осознание детьми «мироустройства» и понимание своей, пока ещё ограниченной, но активной роли в его преобразовании. От того насколько эффективной будет проектная деятельность в дошкольном возрасте, зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития детей.
Список использованной литературы
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». – Астана, 2016. – 19 с.
- Закон РК «Об образовании» // В кн.: «Законодательство «Об образовании» в РК. – Алматы, 2009. – 256 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.Т. 1. – М.: Академия, 2006. – 816 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера. — 2010.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. -Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011
- Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. -С. 24–28.
- Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса: Сборник статей / Под ред. Н.Ю. Пахомовой. М.: МИОО, 2005. – 135 с.
- Мынбаева, А. К. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. – Алматы: Алматыкітап, 2010. – 227 с.
- Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы — составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
|