старший воспитатель МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой Подольская О.А.
В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения в связи с введением в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» (Приказ № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.), ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17. 10. 2013 г.) дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Оно также осталось необязательным, но существенным образом поменялось отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В ФГОСе дошкольного образования это определено как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Часть I. Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1. 4 Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2. 4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть III. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
1. 1. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
3. 2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования основываются на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
В Организационном разделе Образовательных программ, разработанных ДОО самостоятельно, есть пункт «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий», который посвящен развитию культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам и позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие способствует формированию умения занимать себя. Также представлены модели воспитательно-образовательной деятельности с детьми на день, на месяц, на год.
В примерных основных образовательных программах дошкольного образования представлена Модель организации воспитательно-образовательной деятельности на год с учетом комплексно-тематического принципа. Тематическое планирование построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.
Одной теме уделяется от 1 до 3 недель.
Схема комплексно-тематического планирования включает в себя такие пункты, как:
- месяц, неделя;
- тема;
- развернутое содержание работы;
- варианты итогового мероприятия.
В основе комплексно-тематического планирования лежат темы предложенные авторами примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Однако, при разработке образовательной организацией своей Программы, учитываются особенности региона, уровень профессионализма педагогов, а так же традиции учреждения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в основе реализации принципа комплексно-тематического планирования лежит технология проектной деятельности.
|