Образовательная область: Познавательное развитие, раздел «Ознакомление с окружающим миром»
Продолжительность: не более 15 минут
Группа: младшая группа
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Развивающие:
Развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире.
Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Методы и приемы:
- Приветствие.
- Сюрпризный момент. Появление Капельки.
- Художественное слово. Напоминание правил во время экспериментирования.
- Беседа о свойствах воды.
- Экспериментирование за столами.
- Физкультминутка «Капелька и тучка».
- Окрашивание воды.
- Рефлексия.
- Пускание корабликов
Оборудование: центр воды и песка; стаканчики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, камни; бутылки с горячей и холодной водой, краски, салфетки тканевые, бумажные кораблики.
Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Приключения Капельки», беседа по его содержанию.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Игра «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки! Плюх-плюх-плюх!
Кругленькие щечки, плюх-плюх-плюх!
Здравствуй, мой носик! Би-би-би!
Здравствуйте гости! Милости просим!
-В этот весенний день солнечные лучи так и манят нас к окну. Посмотрите, как красиво просыпается природа после зимнего сна. Белоснежный снег тает превращаясь в озорной ручеек, а щебетанья птиц, прилетевших из теплых краев, похожи на игру на музыкальных инструментах. А небо синее-синее, так и хочется забраться ввысь и пощупать его. (раздается звук разбившегося стекла). Воспитатель достает игрушку Капельку, покрытую белой тканью, с подоконника.
-Ой, что это за странный звук? Ребята, посмотрите у нас сегодня еще одна гостья. Кто же это?
- Правильно, это Капелька. Ребята, вот какая веселая Капелька сегодня у нас в гостях, ей стало скучно на облачке и она решила спуститься к нам, чтобы рассказать о себе и немного с нами поиграть. Хотите поиграть с капельками воды?
- Для начала вспомним правила поведения во время игр с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
Художественное слово. Правила при работе с водой.
1. Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
2. Пролил воду — не беда:
3. Тряпка под рукой всегда.
4. Фартук — друг: он нам поможет,
И никто здесь не промокнет.
Одеваем фартук.
Беседа о свойствах воды.
Ребята, посмотрите, что нам Капелька приготовила? Что же это? А как вы догадались, что это вода? Предлагаю попробовать, сейчас я налью вам водички, а вы мне скажете какая она. (теплая, безвкусная)
Вопросы:
Что я делаю? (наливаю)
Что я наливаю? (воду)
Какого цвета вода? (безцветная, прозрачная)
Вода, которую я вам налила теплая или холодная?
Капелька нам приготовила несколько бутылочек с водой. Интересно, чем же они отличаются? Может по цвету? Может быть мы эти бутылочки аккуратно потрогаем? Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие — горячие.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
Экспериментирование за столами.
Ребята Капелька приглашает нас за другой стол. Интересно, чем же она удивит нас в этот раз? Аккуратно садимся за столы и рассмотрим. (дети рассматривают емкости с водой, подносы с предметами).
Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Предлагаю проверить. Возьмем мячики в руки, подержим их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускаем их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
- Возьмем в руки камушки. Какие камушки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускаем камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
- Ой, ребята, что-то наша Капелька заскучала. Она наверное хочет с нами поиграть. Развеселим ее?
Физкультминутка «Капелька и тучка».
Окрашивание воды.
-Молодцы ребята, а вы знаете мы с Капелькой приготовили вам сюрприз. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих волшебников! Надо сказать волшебные слова, волшебно поводить руками и происходит волшебство! (растворяю в стакане краску (гуашь), медленно поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода меняет свой цвет).
- Посмотрите, у вас в баночке стоит краска (обычная краска) разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). Выливаем эти краски в стаканчики с водой и посмотрим, что же произойдёт! Давайте попробуем.
Дети берут краски и выливают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода.
- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?
- Водичка ваша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видны. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
Рефлексия
Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде. Какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Молодцы, ребята! Капельке с нами очень понравилось, но ей пора возвращаться на своё облачко.
До свидания, Капелька!
Пускание корабликов.
Но, чтобы мы сильно не скучали по ней, Капелька оставила нам подарки: вот такие бумажные кораблики, предлагаю поиграть с ними. Дети пускают кораблики в центре воды и песка.
|